Подведены итоги I этапа открытого Международного конкурса на разработку архитектурно-художественного решения станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино», который проводится по поручению мэра Москвы.

26 августа 2014 года авторитетное жюри, куда вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, историки, искусствоведы, а также представители столичных властей, рассмотрело порядка 100 работ и выбрало десять лучших.

Проекты финалистов в ходе II этапа будут доработаны и снова предстанут на суд жюри уже в ноябре. Победившие проекты планируется реализовать.

Дизайн-проекты станции метро «Солнцево»: платформа, павильоны, переходы, кассы

Победитель конкурса: NEFA ARCHITECTS (NEFARESEARCH) (Россия, Москва) 

Российское архитектурное бюро намерено создать ощущение солнца на платформе и в надземных павильонах. Образ солнечных лучей реализуется с помощью светящихся отверстий в стенах и потолке. На платформе «солнечные брызги» возникают благодаря отражению искусственных источников света, а в павильоны внутрь попадают естественные солнечные лучи сквозь отверстия в металлических листах.

В качестве формы для павильонов станции выбран архетип русской архитектуры - сарай с двускатной крышей, при этом павильоны предусматривается построить в виде стеклянных призм.

Навигацию по стенам станции предлагается выполнить в виде светящейся полосы в транслюцентном искусственном камне. Территорию рядом с павильонами станции предполагается благоустроить, а также создать здесь пешеходно-прогулочную зону.

ПРОЕКТЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

Антон Барклянский (Россия, Москва)

Основная идея проекта - создать «невесомое» пространство, которое не довлеет своей замкнутостью. Архитектор предлагает отделать павильоны металлическими и алюминиевыми панелями, а стены спусков вниз – панелями из керамогранита. 

Проект также предполагает использование солнечной тематики – для этого на стенах платформ станции планируется закрепить панно с «солнечными человечками».

Роспроект М (Россия, Санкт-Петербург)

Архитекторы из Санкт-Петербурга предложили создать лаконичное функциональное пространство, способное органично соединить парк со средой метрополитена. Основой архитектурного решения стали элементы малой парковой архитектуры, такие как пергола - навес для защиты прохода или террасы от палящего солнца.

Через переход, вестибюли и зону платформы сквозной темой проходят вертикальные стойки. На платформе они выполняют функцию ограждающих элементов и располагаются в местах, свободных от открывания дверей поезда.

Дизайн вестибюля позволяет с помощью контрастов разделить места транзита, ожидания и билетные кассы. В рекреационных зонах станции авторы расположили скамьи и вендинговые аппараты, а возле выходов - схемы навигации в районе. Кривые форма свода платформы станции позволят создать систему освещения, которая дает человеку ощущение высоты конструкции. Стены станции предлагается отделать панелями из фибробетона.

Rhizome Group (Россия, Санкт-Петербург)

Проект еще одной команды из Санкт-Петербурга четко разделяет утилитарную и неутилитарную составляющие архитектурного решения станции. Не желая скрывать типовую конструкцию, авторы предлагают завершить ее минимально необходимыми для эксплуатации утилитарными средствами - закрыть все вертикальные поверхности керамической плиткой. Различные виды укладки плитки на стенах и колоннах создают необходимую детализацию в малом масштабе, сохраняя единую перспективу всей платформы.

Центральная часть платформы выделена широкой криволинейной полосой, где возможно разместить различные варианты мебели - на нее можно сесть или прислониться к ней.

Пространство между павильонами авторы также решили в яркой керамической плитке. Проект предполагает встроить в павильоны станции лавки и велопарковки, открывая, таким образом, транзитные зоны вокруг строений. Территория вокруг павильонов по мнению архитекторов должны быть вымощена брусчаткой и гранитными плитами.

Wall (Россия, Москва)

Разработчики проекта отказались от строительства наземных павильонов станции, чтобы не нарушать новым зданием ландшафтный контекст этой территории. Пространство станции метро предлагается использовать как активный, «живой» ландшафт. Подземные функциональные зоны метро обладают разными визуальными сценариями.

Авторы разработали три визуальных сценария для станции: «городская палуба» соединяет все наземные элементы станции с помощью единого мощения темно-серым гранитом; «белая комната» - это сама платформа, ее стены раздвигаются в местах остановки поезда, а вся навигация размещена на колоннах и на стенах.

Наземная и подземная части станции соединяют «смежные миры» - подуличные переходы, их стены выполнены из матового стекла, а одна из стен «прогибается» и образует зону отдыха. 

Дизайн-проекты станции метро «Новопеределкино»: платформа, павильоны, переходы, кассы

Победитель конкурса: U-R-A | United Riga Architects (Латвия, Рига)

Архитектор постарался в своем проекте соединить исконно московские архитектурные мотивы и современные методы отделки интерьеров. Для этого были использованы мотивы убранства старинных московских теремов и палат - настенные росписи в виде травяных орнаментов. Световые короба вокруг колонн платформы станции (огромные светильники) похожи на своды московских палат. Каждый такой короб освещен RGB-LED-светодиодными излучателями, которые позволят менять цвета освещения станции во время городских праздников.

В качестве декоративного оформления интерьера автор предлагает использовать перфорацию. Мотивы московских узоров использованы также в благоустройстве территории.

Переходы декорированы плоскими светильниками: светопроникающие молочные панели за перфорированными стальными пластинами создают мягкий и рассеянный свет.

ПРОЕКТЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

Gerber Architekten (Германия, Дортмунд)

Команда из Германии выбрала за основную идею проекта легкую ориентацию пассажиров внутри станции и ощущение солнечного света в подземке.

В качестве интерьерной особенности авторы предлагают использовать волнообразный потолок, изгибы которого призваны раскрыть весь потенциал светодизайна. Потолок освещен комфортным для глаз цветом солнечного света, за счет чего создается впечатление, что дневной свет пронизывает всю станцию. Предполагается также просторный вестибюль с необходимыми сервисами для пассажиров (банкоматы, билетные автоматы, карта метро и др.).

На платформенной части станции на широких изгибах потолка архитекторы намерены расположить полезную информацию о направлениях выхода из метро и остановках общественного транспорта. Световая лента с теплой подсветкой на потолке перехода обеспечивает комфортный проход пешеходов.

FAS(t) (Россия, Москва)

Группа архитекторов из Москвы взяла за основу идею «лес под землей». Станция как будто находится под автомобильной эстакадой, а две «зеленые» полосы леса вдоль дороги плавно опускаются вниз, обнажая объем сооружения. Добиться такого эффекта можно с помощью витражей, которые вмонтированы во внешние стены платформенной зоны.

Авторы выбрали за основной материал работы архитектурный бетон. Павильоны станции представляют собой монолитный объем, у которого крыша полоской света как будто отделена от стен.

На центральной оси платформы предлагается соорудить один ряд колонн, а все инженерные коммуникации сделать открытыми.

К двум аркам подуличного перехода и к входному вестибюлю станции от платформы будет вести широкая лестница.

Variant Studio (Латвия, Рига)

Основная идея, которая отражена в концепции, - станция метро «Новопеределкино» - самая тихая в мире. Для реализации этой идеи авторы предлагают покрыть стены и потолок станции инновационными панелями из звукоизоляционных и шумопоглощающих материалов, которые не позволяют звуковым волнам отражаться от стен и создавать эхо.

Такая отделка не только сможет поглощать шум, но и сделает станцию визуально шире. При этом рисунок стен поможет пассажиру легко ориентироваться на станции: стены выполнены в нейтральном тоне «окера», а функционально значимые элементы имеют другой цветовой акцент. Цветом и формой выделены также элементы подземного пассажирского тоннеля, перила и указатели.

В павильонах станции предлагается максимально использовать естественные источники света, которые позволят экономить электроэнергию.

Студия Бориса Воскобойникова (NEFARESEARCH)

Позитивный светодизайн - ключевая идея проекта. Авторы предлагают заменить яркий люминесцентный свет, заставляющий пассажиров чувствовать себя подавленно, сложной цветовой гаммой зеленых, оранжевых и лиловых оттенков, передающей позитивные эмоции.

Цветные панорамы и интенсивные цвета создают глубину пространства и визуально расширяют его, поэтому по задумке архитекторов вся станция представляет собой световой градиент - плавный переход от одного цвета к другому.

Цвет в этом дизайн-проекте выполняет и другую важную функцию - он становится основной навигационной системой. Например, наземные павильоны лестничных сходов и лифтов предлагается выполнить в индивидуальных цветовых палитрах для облегчения ориентации в пространстве. Стены перехода частично будут представлять собой активную навигационную информационную панель, которая направляет пассажира по нужному пути.