По городу с сухими ногами

Темы в материале

Москву ждет еще одна большая стройка: до 2020 года 90 станций метро «обрастут» капитальными транспортно-пересадочными узлами. Что изменится с их появлением в жизни москвичей?

«Пока в Москве нет ни одного капитального ТПУ, который можно сравнить, к примеру, с хабом в одном из столичных аэропортов с его парковками, удобной пересадкой с железной дорогой, кафе, банками, магазинами, - рассказал «РГ» первый замначальника дирекции строящегося метрополитена Владимир Моисеев. - Там все под одной крышей. Наша задача - сделать такую же быструю, безопасную и комфортную пересадку для пассажиров метро и наземного транспорта».

Вестибюли большинства московских станций проектировались давно, многие из них устарели, перегружены пассажирами и не приспособлены для нужд современного человека - оплаты телефона, банкоматов и так далее. Транспортно-пересадочные узлы же будут представлять собой комплексы, где человек может утром оставить машину на перехватывающей парковке, пересесть на метро или наземный транспорт, по дороге быстро купив кофе или газету. А вечером - подождать кого-то в тепле, провести встречу, что-то купить. При строительстве ТПУ будет учитываться такой критерий, как «сухие ноги»: чтобы пассажир мог перейти с одного вида транспорта на другой, не выходя из помещения, либо под навесом.

Первые узлы начнут появляться в Москве в 2015 году, всего до 2020 года их должно быть введено 255 - считая и плоскостные, и капитальные. Сейчас разрабатываются несколько пилотных предпроектов, но сроки и приоритетность стройки будут определяться на уровне руководства города. Из 90 ТПУ, за которые ответственен метрополитен, 42 появятся на действующих станциях, а 48 - на строящихся. Новые станции строители стараются проектировать сразу с ТПУ, по принципу единого инженерного комплекса. Предпроекты по всем 90 станциям должны быть готовы в течение года. Кроме метрополитена, ТПУ строят «МКЖД» и «РЖД - Развитие вокзалов».

Один из пилотных ТПУ - на станции метро «Улица Академика Янгеля». Здесь по одному из вариантов под будущей эстакадой по Варшавскому шоссе (она уже есть в инвестиционной программе города) пройдет трамвайная линия: ее могут продлить от ул. Академика Янгеля по Россошанской улице до железнодорожной станции Красный строитель. Таким образом получится связать сразу несколько видов транспорта - и наземный, и железную дорогу, и метро.

Другой «пилот» - метро «Отрадное», там сложный вопрос с парковкой. Возле метро есть большой торговый центр с паркингом, который фактически используется как перехватывающий, но парковка открывается только в 10 утра. Сейчас идут переговоры с собственником ТЦ - чтобы он взял на себя решение вопроса с перехватывающей парковкой для ТПУ.

Строительство транспортно-пересадочных узлов - очень сложная и дорогостоящая задача, особенно на существующих станциях, где плотная застройка и действуют градостроительные ограничения. Для Москвы было бы идеально, чтобы эти объекты построили инвесторы - а значит, им понадобятся коммерческие площади. Но задачи инвестора - зарабатывать деньги - часто противоречат задачам по обеспечению качественной пересадки, поскольку технологическое пространство ТПУ - парковки, залы ожидания - приносит больше затрат, чем прибыли: к примеру, перехватывающие парковки бесплатны для пассажиров метро. К 2020 году подземка вырастет в 1,5 раза, а это принесет с собой значительное увеличение эксплуатационных расходов, которые одной билетной выручкой уже не окупить. Над снятием всех этих противоречий сейчас работают проектировщики.

В состав классического ТПУ кроме переходов могут входить: парковки, камеры хранения, кассы, здесь могут разместиться офисы, магазины и даже кинотеатры, но ТПУ, подчеркивают проектировщики, должен прежде всего решать вопросы транспортные. На технологическую канву «насаживаются» архитектурные и экономические решения. Комплексы проектируются так, чтобы, с одной стороны, москвичам было комфортно, с другой - ТПУ не должны создавать дополнительного притяжения людей в эти точки. Чтобы соблюсти этот баланс, нужно создавать столько торговой площади, чтобы ее хватило только для пассажиров и она не привлекала больше людей и машин. Основная задача - избавиться от хаотичной парковки возле метро, которая мешает жителям района, и создать условия для удобной пересадки.

Что касается внешнего вида, то проектировщики обещают, что двух одинаковых ТПУ не будет - каждый узел уникален. Но архитектурные решения по ТПУ еще не утверждены, их облик будет обязательно утверждаться на публичных слушаниях и обсуждаться с москвичами. 

КСТАТИ

Как ранее заявлял заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, до 2020 года город рассчитывает привлечь 800 млрд рублей инвестиций, большая часть которых и пойдет на строительство транспортно-пересадочных узлов.