Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной «улицей» столицы

Темы в материале

В декабре прошлого года были подведены итоги международного архитектурного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Победителем стало архитектурное бюро «Проект Меганом». Реализация выбранной членами жюри концепции несет серьезные преобразования: авторы предлагают создать эффективную систему портов, сделать набережные пешеходными, а реку очистить. К 2035 году Москва-река должна стать самой оживленной «улицей» столицы.

Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал в интервью порталу Стройкомплекса о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.

- Юрий Эдуардович, сколько лет существует ваше бюро? Большая ли у вас команда, и сколько проектов удалось реализовать?

- Бюро создано в 1998 году. Количество штатных сотрудников колеблется от 30 до 35. За это время мы реализовали более двух десятков различных проектов - от жилых домов до крупных общественных зданий, проектов реконструкции и градостроительных концепций. Мы стараемся найти баланс между градостроительством, архитектурой и ландшафтным дизайном.

- Как возникла идея принять участие в международном конкурсе на развитие набережных Москвы-реки?

  Видео по теме

- Не попробовать свои силы в нем было бы ошибкой, ведь мы заинтересованы в развитии Москвы. «Проект Меганом» оказался в числе шести финалистов конкурса, а потом совершенно неожиданно для нас стал его победителем.

- Расскажите детально о вашей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В чем ее особенность и главная идея?

- Концепция рассчитана до 2035 года, но реализовывать ее планируется поэтапно. Главная цель - привлечь внимание горожан к реке.

Первая часть концепции - это создание сети речных парков. Мы рассматриваем всю речную систему Подмосковья как единую ценность градостроительства, которая имеет достаточно большой потенциал, вместе с охранными зонами этих рек. На наш взгляд, этот зелено-голубой каркас должен связать «новую Москву» со старым городом.

Второе - это озеленение русла реки в центре Москвы и развитие новых городских центров в периферийных районах столицы. Этого можно достичь с помощью важнейшей части нашего проекта - создания портов. Порт - это место, где город встречает реку, это общественное пространство, которое непосредственно взаимодействует с водой.

ЗИЛ

Мы хотели бы с помощью «портов будущего» («futureports») притянуть микрорайоны к реке и вынести к ней определенные центры, чтобы «примагнитить» к воде всю сложившуюся и будущую застройку.

- Сколько будет построено портов и где именно?

- У нас запланировано 11 портов городского значения, такие как «Мневники», «Сити», «ЗИЛ» и прочие. Они связывают реку со всем городом. Еще 27 портов районного значения - те, что притягивают микрорайоны к реке. Также задумано 40 или 60 маленьких пристаней для курсирования речного транспорта.

«Порт будущего»

Можно также сделать трагетто, как в Венеции. Это лодочные переправы вместо моста для пешеходов и велосипедистов. Суть их в том, что вы с одного берега можете очень быстро добраться на противоположный на лодке, не используя при этом автомобильный и общественный транспорт. Поскольку река обычно служит преградой между районами, мы предлагаем их «сшить» с помощью портов.

- Какими будут ваши первые шаги в реализации идеи преобразования набережных?

- Они зависят в определенной степени от властей. Конкурс завершен. Концепцию доработают специалисты НИиПИ Генплана и еще раз представят москвичам в апреле этого года.

Мневники

Я думаю, целесообразно начать работу с каких-то пилотных проектов на периферии, которые сразу покажут и трудности этой модели развития, и достоинства. Мы сможем отработать сразу целый спектр приемов развития прибрежных территорий на каких-то трех-четырех проектах.

«Москва-Сити»

- Планируете ли привлекать к своей работе экспертов из других команд?

- Я еще не успел детально изучить концепции остальных участников конкурса, но уверен, что многие идеи схожи. Полномочий привлечения в проект кого-либо у нас нет. Планируется создать рабочую группу, которая будет его курировать. Было бы правильно провести комплексный анализ всех представленных работ финалистов, а затем все похожие идеи объединить в единый проект. Хотя, на мой взгляд, основные аспекты в нашей работе отражены.

- Какой вариант развития транспортной инфраструктуры Москвы-реки кажется Вам наиболее подходящим и реализуемым?

- Надо признать, что у города достаточно большие транспортные проблемы, и здесь придется находить компромисс, некий баланс между потребностями транспортной системы, строительством дорог, мостов, использованием набережных для движения транспорта и созданием пешеходных набережных, доступных для горожан.

Набережная. ЗИЛ

Сегодня дороги зачастую отрезают жилую застройку от реки. В нашей концепции мы предлагаем по возможности «отодвигать» магистрали на 100-200 метров от реки, чтобы создавать пешеходные зоны у воды. Например, на бывшей территории завода имени Лихачева (ЗИЛ) нам удалось это сделать, и в северной части промзоны - от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до железной дороги - разобьют парк длиной в километр. Он будет удален от дороги на 45 метров. Речь идет о парке с велосипедными дорожками и прогулочной зоной, также здесь организуют стоянку для автомобилей. Набережная на «ЗИЛе» станет доступна не только для движения автотранспорта, но и для прогулок горожан, где они смогут отдохнуть. 

- Москва-река находится в федеральной собственности. Как планируете взаимодействовать с различными госструктурами при реализации концепции?

- Наша позиция такова: если мы не начнем говорить о том, что нужно менять структуру управления и собственности, то не сможем заниматься девелопментом. Слишком много разных собственников на одной территории, и у всех свои интересы. Поэтому мы планируем создать рабочую группу, которая займется развитием реки, - в нее войдут как федеральные, так и городские структуры.

Москва-река с высоты птичьего полета

- В своей концепции вы предлагаете учредить ежегодный День реки. Что предусматривает этот проект?

- Это праздник, посвященный реке. Его нужно проводить летом, чтобы можно было

сплавляться по воде. В этот день могут проходить встречи, мастер-классы, выставки, люди смогут обмениваться мнениями. Было бы символично в День реки открывать какой-то порт или пристань, к примеру. Этот ежегодный праздник консолидировал бы людей вокруг темы развития Москвы-реки.

- Считаете ли Вы подобные конкурсы полезными для Москвы?

- Подобных конкурсов нигде в мире больше не проводилось, он уникален. Многие международные эксперты отмечают, что обращенность Москвы к проблемам развития градостроительства делает ее потенциальным лидером среди мировых городов.

Ольга Зеневич, собственный корреспондент

Портал Стройкомплекса