​​

Несмотря на плотную застройку в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают тысячи гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан и развития экономики.

Промзоны занимают порядка 18,8 га, что составляет более 17% территории города (в старых границах).

В вопросе реновации своего «ржавого пояса» Москва пошла двумя путями: городские власти не просто планируют использовать промышленные территории для градостроительного развития, но и рассматривают возможность изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

Раскручивая производство на полную мощность, Москва создает новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. Это позволит снять часть транспортного потока, утром в будни стремящегося в центр столицы, а вечером - из него. Сегодня в ЦАО сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, при том что проживает там только 8% населения.

Реорганизация промзон - это также возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками. Все это может быть создано на бывших промышленных территориях.

Реорганизовать в градостроительном плане предлагается 4,3 тысячи га промышленных территорий. В их числе такие проекты, как «Тушинский аэродром» и «Территория ЗиЛа». Среди пилотных проектов также значатся промзоны «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая».

Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тысяч квадратных метров на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина - на рабочие места.

Для работы с крупными промышленными территориями создана большая рабочая группа, в которую входят эксперты экономического, градостроительного, имущественного блоков. Они детально рассматривают вопросы развития, реорганизации и дальнейшего существования каждой промзоны.

Задача столичного правительства состоит не в том, чтобы вывести все зоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий, чтобы в случае необходимости посодействовать развитию инновационного производства.

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

Реорганизация промышленных территорий - важный для города вопрос, требующий активного участия инвесторов. Основная проблема при редевелопменте промзон состоит в том, что у этих территорий зачастую имеется несколько собственников, планы которых разнятся. Задача правительства Москвы в этой ситуации - создание благоприятного инвестиционного климата для того, чтобы заинтересовать всех собственников в развитии промышленных территорий.

Дополнительным стимулом к реорганизации промзон станет движение пассажирских поездов на Малом кольце Московской железной дороги, которое проходит практически через все промышленные территории в срединной зоне столицы. Вокруг кольца будет формироваться принципиально новая среда с жильем, офисами и торговыми центрами. Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.