На данный момент

Проект реновации промзоны «ЗИЛ» завершится к 2024 году.

 

Весной 2013 года принят проект планировки производственной зоны «ЗиЛ». Территорию разделили на девять функциональных частей, в которых построят жилые микрорайоны, деловой центр, парки, спортивный кластер, производство автомобилей. В результате на месте заброшенной промзоны получится «город в городе» с доступной транспортной инфраструктурой, рабочими местами и социальными объектами.

 

 

Что построят в промзоне "ЗиЛ"? Презентация.

 

 

Город в городе

Северный участок промзоны превратится в новый район Москвы, созданный по принципу «город в городе», где все функции сбалансированы и дополняют друг друга. Здесь появятся жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационная зоны.

Строительство первых объектов на территории бывшего автозавода им. И.А. Лихачева началось в конце 2013 года, когда строители приступили к сооружению жилого комплекса арт-класса «ЗИЛАРТ».

Проектировщиками зданий первой очереди в ЖК «ЗИЛАРТ» в рамках единого дизайн-кода выступили 10 ведущих архитектурных бюро России и мира. Каждый дом, проектируемый одним архитектором, это настоящий шедевр, продуманный до мелочей, со своей идеей и лицом. При их создании учитывались особенности места, где он строится, куда обращены фасады и как дом будет смотреться с разных точек обзора.

Территория масштабного жилого комплекса станет новым центром Москвы, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, здесь появятся филиал Эрмитажа, парки общей площадью почти 20 га, пешеходный бульвар, благоустроенная набережная, а также театры, концертные залы, картинные галереи, арт-центры для выставок и инсталляций.

Все это привлечет в новый район большой поток москвичей и туристов. Так, свыше 25 тыс. человек станут резидентами жилой застройки, еще около 20 тыс. будут работать в коммерческих объектах и десятки тысяч человек ежедневно станут приезжать в этот район для отдыха, покупок и посещения общественных объектов.

Новые достопримечательности

На ЗИЛе появится и один из самых длинных бульваров в Москве: центральный пешеходный бульвар «ЗИЛАРТА» протянется более чем на 1,2 км.

По замыслу архитекторов, на бульваре появится несколько площадей со своими ключевыми объектами. В первой части бульвара будет размещен большой фонтан и музейный центр «Эрмитаж-Москва» (филиал всемирно известного Государственного Эрмитажа).

Проект музея разрабатывает американский архитектор Хани Рашид. Вместе с 150-метровой жилой башней, проектируемой Хани Рашидом на соседнем участке, эти объекты станут новыми достопримечательностями Москвы.

Рекреация

Пространство для отдыха размещается на территории площадью 4,5 га вдоль набережной Москвы-реки. Будущая набережная по красоте и функциональности сравнится с всемирно известными набережными Орсе в Париже или Круазетт в Каннах.

Ее ширина от кромки воды до первого жилого здания составит 90 метров, а длина прогулочной зоны - километр. Лишь малую часть этого пространства займет дорога, все остальное - территория для семейных прогулок, катания на велосипедах и роликовых коньках, отдыха у воды. На первых этажах жилых домов, выходящих на набережную, разместятся уютные кафе, рестораны и магазины.

Обустройство набережной в «ЗИЛАРТ» заложено в Адресную инвестиционную программу г. Москвы и будет реализовываться параллельно строительству жилого комплекса.

«Зеленые зоны»

В бывшей промзоне планируется создать обширный городской парк на 14,5 га, к работе над которым привлечен специалист с мировым именем - известный урбанист, глава нью-йоркского бюро Джерри ван Эйк. Этот парк по размерам больше Александровского сада и по площади сравним с парком Гюэль в Барселоне. Здесь обустроят спортивные и игровые площадки, места для отдыха, катания на велосипедах.

Жилье

Жилые дома «ЗИЛАРТА» будут находиться в тихой, удаленной от дорог части комплекса. Они будут насчитывать от 6 до 14 этажей - это наиболее комфортная высотность для подобного типа зданий с учетом компоновки кварталов.

 

 

Новые объекты образования

Пространство образования на «ЗИЛАРТЕ» - это три школы и 12 детских садов на более чем 3300 учеников и 1500 воспитанников. Это будет первый в Москве объединенный образовательный центр с единым замкнутым контуром. Для безопасности юных жителей «ЗИЛАРТА» спроектированы надземные и подземные переходы через дороги.

Новые районы взамен устаревшего производства

При реализации проекта реорганизации территории ЗиЛа московские власти полны решимости избежать всех градостроительных ошибок, которые были допущены при формировании новых районов мегаполиса. Будущий район Москвы на месте промзоны «ЗиЛ» эксперты сравнивают по значимости с Московским международным деловым центром «Москва-Сити», при этом они подчеркивают гораздо больший масштаб грядущих работ. Площадь квартала небоскребов занимает около 80 га, в свою очередь реконструируемая территория ЗиЛа примерно в пять раз больше - около 300 га.

Главное достоинство разработанного проекта планировки в том, что вместо устаревшего производства  и заброшенных построек появится качественно новая комфортная городская среда. ЗиЛ станет городом в городе, где можно жить, работать и отдыхать.

Здесь планируется построить современные комфортные квартиры для 38 тысяч человек и создать около 43 тысяч рабочих мест. Такой подход давно привычен для развитых городов Европы и с недавнего времени стал нормой для Москвы. Как ожидается, это позволит снизить маятниковую миграцию и разгрузить улично-дорожную сеть. Столь масштабный проект будет реализован в два этапа вплоть до 2022 года.

   

Большое внимание при разработке проекта планировки уделено зеленым зонам, под которые отводится почти четверть всей территории. Интересное решение найдено для новой автомобильной магистрали, проходящей вдоль реки.

Она расположится в четырехметровом углублении, а сверху ее перекроют широкими «зелеными» платформами. Таким образом, снижается уровень шума, повышается уровень безопасности для пешеходов и увеличивается площадь зеленых насаждений. Вдоль набережной также планируется создать парковую зону шириной 40 метров.

В первой очереди застройки ЗиЛа, наряду с транспортными и «зелеными» объектами,  запланировано строительство спортивного комплекса «Арена легенд», который будет состоять из трех ледовых площадок, объединенных под одной крышей: большой, малой и тренировочной. Здесь смогут одновременно наблюдать за спортивными состязаниями свыше 18 тыс. болельщиков.Особенностью нового района Москвы станет и среднеэтажная периметральная застройка. Высотность зданий составит девять - десять этажей.

Еще один знаковый объект будущего района - многофункциональный комплекс «Планета ЗиЛ», который станет еще одной визитной карточкой российской столицы - архитектурной достопримечательностью наряду с ММДЦ «Москва-Сити», главным зданием МГУ, Большой спортивной ареной «Лужников» и Московским Кремлем.

При этом разработчики проекта планировки обещают сохранить исторический облик промзоны. Наиболее интересные в историко-архитектурном отношении объекты ЗиЛа будут сохранены и реконструированы. От зданий «отрежут» производственные цеха, а оставшиеся административные здания переоборудуют под офисы. Плюс ко всему на одной из набережных ЗиЛа предполагается построить современный яхт-клуб.

 

 

 

 

Девять частей будущего ЗиЛа (проект планировки)

Промзона «ЗиЛ» расположена в Южном административном округе Москвы и занимает около 40% территории района Даниловский. Она ограничена Третьим транспортным кольцом в районе Автозаводской улицы (с севера), проектируемым проездом № 1223 (с востока), северо-восточными границами функциональных зон 6, 7 района Даниловский, проспектом Андропова (с востока), Москвой-рекой (с юга и запада). Площадь реорганизуемой промзоны составляет 392 га.

В северной части территории расположены охранные зоны объектов культурного наследия - «Контора первого в России автомобильного завода АМО»; «Бюст И.А. Лихачёва»; «Бани - бассейн Рогожского - Симоновского района» и Комплекс зданий и сооружений станции Малого кольца МЖД Кожухово. Кроме того, выявлен ряд исторически ценных градоформирующих объектов вдоль Третьего транспортного кольца и главной заводской магистрали.

Схема работы общественного транспорта предполагает взаимоувязку автобусных маршрутов и скоростного внеуличного транспорта. В частности, будет построен транспортно-пересадочный узел «ЗиЛ» на Малом кольце Московской железной дороги, а также станция метро «Технопарк» между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» Замоскворецкой линии. Кроме того, будет организована  сеть маршрутов наземного пассажирского транспорта.

 

 

Для транспортной доступности реорганизуемой территории ЗиЛ запланировано строительство дублера Варшавского шоссе, магистрали Печатники - Братеево, продление Симоновской набережной от существующего участка до проспекта Андропова и далее через Нагатинскую пойму к реконструируемому Второму Южнопортовому проезду и магистрали Печатники - Братеево. Кроме того, запланировано строительство районной магистрали вдоль путей МК МЖД от улицы Трофимова до Симоновской набережной и далее через Москву-реку к дублеру Варшавского шоссе. Также будут реконструированы районная магистраль от Симоновской набережной до проспекта Андропова и главный внутризаводской бульвар от Третьего транспортного кольца до Симоновской набережной.

Согласно проекту планировки, территорию производственной зоны «ЗиЛ» разделили на девять функциональных частей.

 

 

В первой многофункциональной общественной зоне (см. рисунок № 1) появятся следующие объекты: вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов будет построен жилой микрорайон общей площадью  583 тыс. кв. м. Общая площадь квартир составит здесь 467 тыс. кв. м, в том числе высотного градостроительного комплекса - 125 тыс. кв. м (общая площадь квартир - 99,9 тыс. кв. м). Также проектом предлагается высокоплотная застройка с апартаментами общей площадью  365 тыс. кв. м (общая площадь квартир - 292 тыс. кв. м). Здесь будут предусмотрены парковочные места в количестве 11,5 тыс., они расположатся в подземных гаражах-стоянках и стилобатных частях зданий. Еще почти 2,5 тыс. машиномест планируется разместить в многоуровневых гаражах.

В соответствии с действующими социальными нормативами в первой многофункциональной зоне планируется построить две школы на 825 мест и 1100 мест соответственно, два детских сада по 180 мест, четыре ДОУ по 120 мест. Существующая заводская медсанчасть № 1 будет переоборудована в городскую поликлинику на 320 посещений в смену. Также в первой многофункциональной зоне запланировано разместить учреждения дополнительного образования общей площадью 2,7 тыс. кв. м.

 

 

Кроме того, вдоль Автозаводской улицы расположатся спортивные объекты: Ледовый дворец спорта, представляющий собой комплекс объектов общей площадью 372,4 тыс. кв. м. В него войдут арена на 18 тысяч зрителей и другие спортивные сооружения, гостиница, детско-юношеская спортивная школа, музей хоккейной славы, офисные здания, многоэтажные гаражи-стоянки. Рядом на участке 3,5 га будет построен спортивный комплекс с гостиницей и офисами общей площадью свыше 100 тыс. кв. м.

 

Существующий кузовной цех завода «ЗиЛ» планируется реконструировать. На его месте появится городской культурно-просветительский центр общей площадью около 170 тыс. кв. м.

Реконструируют и инженерный корпус, и здание заводоуправления ЗиЛ, здесь появятся административно-деловые центры общей площадью 53 тыс. кв. м.

 

 

В первой зоне также проектируются многофункциональные комплексы, в состав которых войдут офисы, объекты торговли и обслуживания. Часть из них планируется как новое строительство, часть - на базе реконструируемых исторически ценных зданий, расположенных вдоль главного бульвара композиционной оси северной части территории АМО ЗиЛ.

 

 

На пересечении районной дороги и Малого кольца Московской железной дороги планируется построить транспортно-пересадочный узел «ЗиЛ», который обеспечит пересадку с МК МЖД на наземный городской транспорт. Также здесь появятся две отстойно-разворотные площадки. В проекте ТПУ общей площадью около 62 тыс. кв. м, предполагается реализовать, помимо транспортной, также социальные функции. Часть площадей будут отданы под торговлю, офисы и гостиницу.

Основными элементами «зелёного каркаса» зоны станут набережная Москвы-реки, бульвар и парк для активного отдыха в зоне размещения ТПУ «ЗиЛ».

 

 

Центром второй многофункциональной парковой зоны (см. рисунок 2), согласно проекту планировки, станут общественно-деловой комплекс «Планета ЗиЛ» общей площадью 343 тыс. кв. м, выходящий на излучину Москвы-реки, а также комплекс административно-деловых объектов, выходящих на центральный бульвар, общей площадью 75 тыс. кв. м.

Впрочем, отличительной чертой второй зоны станет обилие скверов и парков. В частности, запланированы парки на излучине Москвы-реки и вдоль железнодорожных путей с выходом на набережную к пешеходному мосту через Москву-реку, образующие единый зеленый каркас с парком в первой многофункциональной зоне возле транспортно-пересадочного узла.

 

 

Третья многофункциональная зона (см. рисунок 3) также будет отличаться обилием зелени. Здесь предлагается сохранить объекты ГУ подводно-технических,

аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте «Подводречстрой». Запланированы реконструкция ОАО «Опытно-экспериментальный завод «Грейфер», а также новое строительство двух многофункциональных комплексов с апартаментами  общей площадью свыше 47 тыс. кв. м и многофункционального комплекса с гостиницей. Также для обслуживания территории запроектирован многоуровневый паркинг вместимостью 683 машиноместа.

Вдоль старого русла Москвы-реки предполагается организовать парк-набережную со всей необходимой для активного отдыха инфраструктурой.

Также в этой многофункциональной зоне планируется создать яхт-клуб.

 

 

В четвертой многофункциональной общественной зоне в границах МГТ «Нагатино-ЗиЛ» (см. рисунок 4) планируется завершить реализацию 2-й - 5-й очередей строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки - административно-деловые и научно-исследовательские объекты, гостиница  общей площадью около 670 тыс. кв. м.

 

 

Пятая многофункциональная общественная зона (см. рисунок 5) состоит из двух частей - природной территории специального назначения, а также коммунально-складской зоны.

Шестая и седьмая зоны (см. рисунки 6 и 7) - особо охраняемые природные и озелененные территории.

В восьмой производственной зоне (см. рисунок 8) планируется развитие АМО ЗиЛ на территории 9,6 га, на 55 га организуют сборочное производство автомобилей «МосАвтоЗил», рассчитанное на 70 тыс. единиц в год.

В девятой производственной зоне (см. рисунок 9) на базе существующего комплекса ТЭЦ «ЗиЛ» будет сформирован участок площадью около 12 га, на котором запланировано строительство нового энергоэффективного энергоцентра ГТЭС «Нагатино», который позволит после 2016 года вывести ТЭЦ-9 и реконструировать ТЭЦ «ЗиЛ».