timelapse

23 декабря 2013 года Попечительский совет ГЦСИ выбрал победителя открытого международного конкурса. Им стало архитектурное бюро Heneghan Peng Architects (Ирландия). Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции были объявлены финалисты: из 10 команд - участников второго этапа конкурса - были выбраны три, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал. Помимо ирландцев финалистами стали: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos и российская студия «Мел».

Описание проектов-финалистов

Heneghan Peng Architects (Ирландия)

В проекте ирландской команды ГЦСИ - вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Это позволит как посетить одну определенную галерею, так и просмотреть всю коллекцию целиком. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к галереям упрощается и посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя по всему зданию.

Авторы проекта предлагают сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк. На взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах.

Выставочные пространства расположены на верхних этажах здания. Основная задача - создать быструю и простую навигацию. Эскалатор поднимается из фойе в выставочное пространство, проходит через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои.

Существует множество маршрутов для разных посетителей - как любителей, так и специалистов. Многоуровневое фойе позволяет решить различные задачи, используя все возможности парка.

 

Бюро «Мел» (Россия)

Авторы проекта считают, что из-за специфического расположения нового здания ГЦСИ - между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром - необходимо создать гибкое экспозиционное и общественное пространство, территорию нового качества, активную и насыщенную культурной жизнью.

Основные функциональные пространства центра расположены в едином стилобате - «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции.

Общественное пространство на крыше и перед зданием ГЦСИ представлено различными многофункциональными зонами - общественными, транзитными, природными, камерными, открытыми, видовыми, статическими, динамичными. Крыша оформлена с применением разных фактур, которые подчеркивают уникальный характер каждой зоны. Здесь организованы различные площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Из парка также можно попасть во многие выставочные павильоны, и это делает его неотъемлемой частью всего комплекса.

Первый этаж будущего здания - это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами, расположенными на крыше. Такая структура позволяет организовать очень гибкую эксплуатацию пространств с различными экспозиционными маршрутами для посетителей. В любой павильон можно войти через парк - это позволяет использовать их для независимых масштабных выставочных проектов.

Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка - важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде.

Nieto Sobejano Arquitectos (Испания)

В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве.

Хотя глобализация навязывает некоторую однотипность, комплекс ГЦСИ должен иметь особенности и характер русской культуры, привнося жизнь и динамику в новый перспективный район Москвы, считают испанские архитекторы.

Авторы создали сложные формы здания с помощью элементарной комбинаторики. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Залы расположены в неиерархической последовательности и находятся на разных уровнях внутри больших силосов, объемов цилиндрической формы, с культурной функцией. Хотя экспозиция делится вертикально, в здании имеется горизонтальное воздушное пространство, похожее на большую улицу внутри здания. Этот продольный «хребет» станет сердцем ГЦСИ и местом встреч посетителей, художников, исследователей и зрителей.

Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Они универсальны и поэтому могут использоваться в различных пространственных конфигурациях. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три - под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего силоса, в котором находится паркинг. В самом большом помещении, расположенном у главного входа, находится главный зал. Эта многофункциональная платформа под названием «Черный ящик» может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции.

ГЦСИ станет центром художественного творчества, местом для взаимодействия, живым общественным пространством, побуждающим к выражению мыслей и обмену идеями. Посещение инсталляций, выставок, арт-кафе, медиабиблиотеки, перформанса в «Черном ящике» или прогулка по Ходынскому парку - здесь все ориентировано на то, чтобы оставить особое, неповторимое впечатление.