timelapse
Все темы

Зачем на Большом кольце метро бетонный cаркофаг?

Темы в материале

Участок от «Хорошёвской» до «Улицы Народного Ополчения» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро строят по новым технологиям. Рассказываем о первых в Москве саркофагах для тоннелепроходческих щитов и уникальном тоннеле с металлоизоляцией.

Первый участок БКЛ открыли год назад. Сейчас кольцо тянут от «Хорошёвской» в сторону «Улицы Народного Ополчения». Здесь работают два тоннелепроходческих комплекса – «Эльмира» и «Александра». Для строительства тоннелей соорудили две монтажно-щитовые камеры в тупиках за «Хорошёвской».

Цитата
«Размеры котлована малы для стандартного старта щита и обслуживания проходческих работ, поэтому проект предусматривает занятие тупиков за станцией «Хорошёвская» с устройством герметичной перегородки», –
Марс Газизуллин
генеральный директор АО «Мосинжпроект»

Первый тоннель начали строить в январе, уже готово 210 метров. «Эльмире» нужно пройти 1,7 км над действующим Большим кольцом метро и под МЦК. У нее уже есть опыт:  эта машина строила метро в Баку (столице Азербайджана) и часть Калининско-Солнцевской линии.

 

 

На этом участке БКЛ впервые в истории московского метростроения применили метод саркофага. Тоннелепроходческий комплекс устанавливается на ложе (забетонированную основу) перед стеной врезки, обмазывается литолом (смазкой) и накрывается геотекстилем, после чего бетонируется вся машина. Получается так называемый бетонный саркофаг.

Перед началом проходки щит срывают при помощи домкратов продвига, он сходит при минимальном давлении и стартует проходка.

 

 

Геологическое заключение показало, что это трасса с повышенной карстовой опасностью, здесь активные грунтовые воды. Поэтому было принято решение построить уникальный для российской столицы тоннель.

Проектом предусмотрено внутреннее покрытие обделки (тюбингов) металлом. 80% тоннеля будет выглядеть как монолитная труба диаметром 5 метров 40 см. Подобные перегоны из сборной железобетонной обделки в Москве не выполнялись.

 

 

Второй тоннель строит «Александра», она пройдет только под МЦК, но уже не над действующей линией метро.

 

Цитата
«Трасса тоннелей метро проходит под застройкой района Хорошёво-Мнёвники. На работе действующего участка БКЛ и станции «Хорошёвская» проходка не скажется», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Большая кольцевая линия метро станет самым длинным кольцевым радиусом подземки в мире длиной 70 км с 31 станцией.

 

Первый участок Большого кольца на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года. Здесь разместилось пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».

 

 

В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро - «Савёловская».

 

 

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

 

Сейчас в Москве проектируется 57 км линий метро, 23 станции и четыре электродепо. В 2019 году планируется проложить 33 км линий, построить 14 станций и электродепо. В прошлом году открылось 17 станций метро.

 

При строительстве БКЛ применили инновационные технологии

 

Все о первом участке Большой кольцевой линии метро

 

Как строится Большое кольцо метро

 

Новое кольцо московского метро. Инфографика

Ольга Зеневич