timelapse
Все темы

Большому – 243! Как работает главная театральная «машина» страны

Темы в материале

Государственный академический Большой театр России основан 28 марта 1776 года. Это один из крупнейших в России и в мире театров оперы и балета. Он неоднократно менял свое место и облик, прошел путь от частной сцены московского губернского прокурора на Петровке до легендарного здания на Театральной площади.

За 243 года Большой пережил пожар, войну 1812 года, Вторую мировую и крупнейшую реконструкцию. Именно здесь Николай Первый выстраивал идеальный репертуар, а Сталин смотрел постановки из спецложи под бронированным козырьком. Главный театр страны чуть не закрыл Ленин.

Сцена Большого помнит свыше 800 спектаклей, премьеры Прокофьева, Рахманинова, Чайковского. Здесь впервые был поставлен балет «Лебединое озеро».

Здание Большого, каким мы все его знаем, открылось 20 августа 1856 года в дни коронации Александра II. Стиль классицизм, архитектор – Альберт Кавос, скульптор – Петр Клодт.

В октябре 2002 года труппа театра получила Новую сцену на время масштабной реконструкции исторического здания. Она продлилась с 1 июля 2005 года по 28 октября 2011 года. Что изменилось? Рассказываем.

Были возрождены утраченные черты исторического облика, в то же время Большой стал одним из самых технически оснащенных театров мира.

В 2005 году износ здания составлял около 70%. Почти половину конструкций признали аварийными, фундамент раскололся на части. Нужно было не просто восстановить, а сделать новый фундамент и «поставить» на него здание.

Строители много работали с подземным пространством, театр углубили на 26 метров и шесть уровней. Проект уникальный. Под землей появились не только служебные помещения, но и концертный зал-трансформер на 300 зрителей. Стеклянные «павильоны-домики» на площади около фонтана – выходы из этого зала. В Большом теперь есть даже лифты.

 

 

Кресел в зрительском зале стало меньше – вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. По рисунку они точь в точь повторяют прежние. Стулья прошли акустические испытания и пропитаны специальным составом.

Вместо 100 музыкантов теперь вмещается 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличивать и уменьшать, появилась возможность рассадить музыкантов вровень со зрительным залом, сообщает «Афиша Daily».

 

 

Восстановлен Главный занавес, он соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия».

Второй занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» – копия того, что появился в Большом театре после пожара 1856 года. Полотно для него соткали в Пензенской области мастерицы Сурского комбината технических сукон.

Теперь из любой точки исторической сцены – идеальный обзор. Для достижения такого результата изменили угол наклона зрительного зала до 7 градусов. На украшение интерьеров ушло около 50 кг сусального золота.

Почти шестиметровая люстра весит около двух тонн. Она держится на электрических лебедках и может опускаться до уровня партера. Раз в месяц 25 тысяч хрустальных элементов люстры моют электрики, заодно меняя лампы.

 

 

Здание театра оборудовали автоматическими системами пожаротушения: дренчерной – в сценической части и спринклерной – в пожароопасных помещениях.

Системой газового пожаротушения защищены помещения с электрооборудованием. Для удаления дыма из помещений и коридоров смонтирована система дымоудаления, есть люк для выпуска дыма со сцены и два световых фонаря с такой же функцией, но для вытягивания дыма уже из репетиционного зала балета.

Портал Стройкомплекса благодарит Департамент культурного наследия города Москвы за экскурсию по коридорам и залам Большого театра.

Ольга Зеневич