timelapse

Что будет с промзонами?

Темы в материале

Территории промзон занимают 18,8 тыс. га дорогой земли, хотя заводы, которые на ней располагались, большей частью умерли. «Половина промзон нуждается в реорганизации», – заявил недавно врио заммэра Марат Хуснуллин. И предложил на выбор бизнесу сразу 40 проектов планировок бывших промвладений, где может быть построено 15 млн кв. метров недвижимости. Что именно там может появиться?

Равнение – на «Винзавод»

Мода приспосабливать заводские цеха в тусовочные места не обошла и Москву. Например, первый центр современного искусства «Винзавод» расположился в Сыромятниках – трущобной промзоне возле Курского вокзала. В корпусах бывшей пивоварни проходят самые скандальные выставки, фестивали, молодежь веселится в ночном клубе. А помещения там по-прежнему называются «цех белого», «цех красного», «большое винохранилище», «бродильный цех».

А «Красный Октябрь», не только не канувший в Лету, но и в полтора раза увеличивший производство кондитерской продукции, в 2007-м переехал на Малую Красносельскую. На историческом же месте остался музей, где можно попробовать шоколад ручной работы – цех по его производству остался здесь же. Но музеев и выставочных залов Москве так много не нужно. Да и не каждая промзона годится для них.

В память о «бычке»

Взять хотя бы ЗИЛ с его землей, на 3 метра в глубину пропитанной ГСМ, замена которой, по оценкам экспертов, обойдется в 3 млн долларов за гектар. Тут нужна комплексная реорганизация территории, проект которой московские власти скоро выставят на торги. Как рассказали в Мэрии, сейчас решается вопрос, как продавать – частями или целиком. Что для площади в 297 га вопрос не праздный. Ведь это в 5 раз больше, чем участок под «Москва-Сити». Для обновления промзоны нужен инвестор, имеющий от 15 до 30 млрд долларов.

У девелоперов на выставке недвижимости в Каннах проект вызвал большой интерес. Уж очень лакомый кусочек – по прямой от Кремля всего 5 км. Да и концепция превращения унылой застройки в престижный район выглядит заманчиво. Город не хочет второго «Сити» с нагромождением небоскребов.

Именно поэтому, рассказал «РГ» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, плотность застройки с 5 млн кв. м, предусмотренная старым проектом, снижена до 1,3 млн. Предполагается, что от берега Москвы-реки каскадом расположатся жилые дома не выше 27 этажей, апартаменты, а на излучине – комплекс многофункциональных зданий на большой воде. А еще Ледовый дворец, парк на 20 га...

Об автомобильном прошлом здесь напомнит не только музей всех грузовиков, сошедших с конвейера завода. Автопроизводство, пусть и не по 200 тыс. машин, как в пору расцвета, сохранится. В цехах, построенных в южной части в 1970-е годы, будут выпускать небольшие европейские грузовички вместо не выдержавшего конкуренции «бычка».

Тут был Кутузов

Еще один проект планировки – промзоны Грайвороново. Его градостроительно-земельная комиссия одобрила неделю назад. Лифты в большинстве столичных домов родом оттуда, с Карачаровского завода, расположенного по соседству с Рязанским проспектом. Зона по московским меркам средняя. И ценных зданий нет – этот производственный пояс формировался в 1930-е годы. Но Сергей Сена, руководитель мастерской № 8 МНИИТЭПа, разработавшей проект, буквально влюблен в эту промзону. «Там рядом церковь Живоначальной Троицы, где, по преданию, молился Кутузов, выведя войска из Москвы, – рассказывал он. – Единственное здание, которое сохранилось от села Карачарово».

Реорганизация, убежден он, должна обновить не только застройку, но вернуть корни новому району на ее месте. «Оказывается, в конце XIX – начале XX века здесь были популярные дачные места, – говорит Сена. – То есть, занимаясь конверсией производственных территорий в жилые, мы восстанавливаем историческую справедливость!» Он умудрился протянуть к Грайвороново ниточку даже от Ильи Муромца: «Родом он из-под Мурома, из деревни Карачарово, с которой московская станция Карачарово – побратимы. Если возникнет новый район, то почему не быть там и памятнику Илье Муромцу?».

Принцип, заложенный в основу проекта, как на ЗИЛе: снос большей части производственных помещений и сооружение на их месте общественно-жилой застройки. Соотношение – 50:50. «Это очень важно, так как обеспечит новоселов садиками, школами, паркингами и в то же время работой у дома – в офисах, бизнес-центрах и т.д., – убежден руководитель МНИИТЭПа Владимир Хайкин. Вот почему вместо прежних 2,1 тыс. здесь предусмотрены 5 тыс. новых рабочих мест. Карачаровскому же заводу предложено перебазироваться на другую площадку, неподалеку, где по генплану сохраняется промзона.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Как добираться?

Ни в одном из проектов не забыт самый больной для москвичей вопрос – как добраться. На ЗИЛе для автомобилистов продлят Симоновскую набережную с выходом на Волгоградку, построив еще и дублер Волгоградского проспекта, а через Москву-реку – автомобильный мост. Для тех, кто предпочитает общественный транспорт, в 2015-м откроется станция Малого кольца железной дороги. Плюс 4 станции метро, которые со всех сторон окружат «Полуостров ЗИЛ» – так называется этот проект.

В Грайвороново тоже все продумано. Жители Текстильщиков, Рязанского и Нижегородского районов, которые сейчас не могут из-за промзоны попасть даже друг к другу в гости – приходится объезжать заборы на десятки километров, получат две новые улицы. Одну – по трассе одной из будущих хорд с развязкой на пересечении с Рязанским проспектом, другую – вдоль железнодорожной ветки со смешным названием «Бойня – Перово». А еще реконструированную Рязанку с боковым проездом, расширением основного хода на одну полосу движения и подземными переходами, целую новую ветку подземки – Кожуховскую, станция которой будет всего в 400 метрах от новой застройки, и также станцию МКЖД.