timelapse

"Cокращение времени в пути на 5–10 минут вернет москвичам 11 "лишних" суток в году"

Темы в материале

Марат Хуснуллин о развитии метро, реконструкции вылетных магистралей и особенностях строительства в историческом центре Москвы.

Уходящий 2012 год выдался жарким для столичного стройкомплекса. Пришла пора от слов, программ и обещаний переходить к делу. О том, чем занимались московские строители, каких результатов добились и чего ждут от наступающего нового года, «Московской перспективе» рассказал заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

«По метрополитену работы ведутся на 90 площадках»

Марат Шакирзянович, в этом году в Москве было начато огромное количество новых строек. Только дорожных объектов в трехлетней Адресной инвестиционной программе насчитывается более 200. Какие проекты вы считаете наиболее важными для города?

– Те, что связаны с развитием транспортной инфраструктуры. В этом году на эти цели было направлено более 70% всех бюджетных инвестиций, что позволило приступить к реализации всех намеченных программ. Только по метрополитену работы ведутся на 90 площадках, где в трехсменном режиме работают 18,5 тыс. человек. Были привлечены лучшие проектировщики, архитекторы, метростроители со всей России и стран СНГ. Если в прошлом году мы сдали 4,5 км линий и три станции метро, то уже в этом сдаем 8,5 км линий и еще 3 новые станции, в следующем – 14 км линий и 6 станций. Начиная со следующего года ввод линий выйдет на темпы, превышающие метростроение советской эпохи. При этом мы не только продолжаем существующие радиальные ветки, но и приступили к формированию нового, Третьего пересадочного контура метро, который значительно разгрузит участки линий, проходящих через центральную часть города.

Третий пересадочный контур (ТПК) уже строится?

– Конечно. В работе находятся более 10 км из 54 км нового кольца. Ввод первых участков запланирован на 2015 год. Мы сейчас вместо станций глубокого заложения стараемся везде, где можно, переходить на станции мелкого заложения. Раньше все станции ТПК планировалось строить на глубине до 70 метров. Мы три из них – «Петровский парк», «Ходынское поле» и «Хорошевская» – подняли на глубину 25 метров и получили экономию свыше 6 млрд рублей, не говоря уже о сокращении сроков строительства

Вы говорили, что часть объектов метрополитена, в частности ТПК, могут построить инвесторы. Есть уже конкретные проекты?

– Инвесторы в первую очередь заинтересованы в развитии территорий, прилегающих к станциям. Они готовы создавать там паркинги и торговые площади. Таких предложений в стройкомплекс поступает много, в том числе и от компаний, которые уже работают на строительстве метрополитена в качестве подрядчиков. Механизм взаимодействия с ними сейчас прорабатывается, думаю, в скором времени инвесторы придут на эти стройки.

Почему вместо строительства метро в Солнцеве Сокольническую линию решили продлить до Саларьева? Ведь там сейчас деревня, в которой живут 100 человек.

– Подчеркну, что от строительства метро в Солнцеве мы не отказывались. Метро там будет обязательно – это прямое указание мэра. Другой вопрос, что это будет не Сокольническая линия, которая действительно от станции «Юго-Западная» через Тропарево и Румянцево будет продлена до Саларьева, а новая Калининская ветка. Мы начнем ее строить от станции «Парк Победы» в Раменки и дальше в Солнцево. «Румянцево» и «Саларьево» будут обслуживать большой техно- и бизнес-парк, который создается на Киевском шоссе. Там планируется построить более 1 млн кв. метров недвижимости и создать 106 тыс. новых рабочих мест. Создание таких центров притяжения вписывается в концепцию полицентрического развития города. Нет никаких сомнений в том, что обе станции будут востребованы. Помимо самих работников технопарка ими смогут пользоваться жители того же Солнцева или Ново-Переделкина: для этого рядом со станциями планируется организовать крупные транспортно-пересадочные узлы.

Саларьево и Румянцево находятся на территории новой Москвы. Есть планы по строительству там еще каких-то станций?

– Рассматривается несколько вариантов. Все они связаны с Третьим пересадочным контуром. Например, от проектируемой на ТПК станции «Мичуринский проспект» будет заложена потенциальная возможность продления метрополитена в Коммунарку. Соединить административно-деловой центр с существующими линиями метрополитена можно будет года за три. Но глубоко заводить метро на новую территорию экономически нецелесообразно. Упор должен быть сделан на развитие железной дороги. Наша задача сделать так, чтобы электричка ходила в тактовом режиме с интервалом не больше 5–7 минут.

До Рублево-Архангельского метро дойдет?

– Когда начнется активное развитие Рублево-Архангельского – еще одного центра притяжения, – линия метрополитена будет необходима. Финансово-деловой центр предусматривает свыше 3 млн кв. метров объектов общественно-делового назначения и жилья, 30 тыс. рабочих мест. Рассматривается вариант продления туда Филевской линии от станции «Кунцевская», через которую также пройдет ТПК.

Два года назад спорили о том, сколько должно стоить метро. Снизить расходы как-то удалось?

– Стоимость строительства складывается из таких компонентов, как объемы работ, цены на материалы, машины и механизмы, нормативные расценки и т.д. Задача состоит в том, чтобы найти возможности для экономии на каждом этапе. Как я уже говорил, сейчас мы отдаем приоритет строительству линий мелкого заложения и возведению тоннелей открытым способом. В оформлении станций и переходов стараемся исходить из эстетики разумного минимализма, использовать современные высокотехнологичные материалы. Высокая стоимость строительства объектов метро связана, как правило, с особенностями городской застройки – это исторически сложившаяся планировка, сложные геологические условия, высокая концентрация различных подземных коммуникаций и т.д. Кроме этого зачастую приходится платить большие компенсации владельцам территорий и недвижимости, попадающих в зону строительства. Наша задача – сделать так, чтобы выделенные средства по максимуму шли на увеличение протяженности метро, а не на решение каких-то других сопутствующих задач.

«То, что дорог в городе катастрофически не хватает, понимают все»

Текущий год стал переломным не только для метростроения. В Москве началась масштабная реконструкция вылетных магистралей, а также строительство первых участков будущих хорд. Создается впечатление, что жители оказались не готовы к такой активности строителей.

– Это нормальная ситуация. То, что дорог в городе катастрофически не хватает, понимают все. Но трасс, за которые проголосовали бы 100 процентов людей, нет! Во всем мире это называется «лишь бы они проходили не у меня на заднем дворе». Приходится искать компромисс, по максимуму наращивать темпы работ. Нормативный срок строительства, реконструкции таких объектов, как Варшавское и Каширское шоссе, составляет 28 месяцев. Мы в этом году начали и к концу года завершим основные работы по главному ходу магистралей. Пропускная способность движения по этим двум дорогам увеличится на 30 процентов. И самая главная задача, которую мы ставим, – это чтобы по ним мог в первую очередь поехать общественный транспорт. Напомню, что программа реконструкции всех вылетных магистралей рассчитана на пять лет. Мы согласовали наши планы по срокам с планами реконструкции и строительства федеральных трасс во всем Московском регионе.

Однако время в пути для большинства пассажиров сократится ненамного. Целевой показатель – «минус» 5–10 минут. Вы думаете, стоит ради этого перекрывать пол-Москвы?

– Пол-Москвы никто не перекрывал. Все работы на магистралях ведутся без сокращения полос движения. Это принципиальная установка правительства Москвы. Про время в пути могу сказать, что в первую очередь мы ставим задачу не увеличить этот показатель. Нужно остановить ухудшение. За последние два-три года москвичи стали заметно больше тратить времени на дорогу. Они фактически живут в транспорте. К тому же 5–10 минут – это средняя цифра. А во многих новых районах, куда придет метро, жители до сих пор тратили лишь на подъезд к станции подземки 30 минут да столько же вечером от станции до дома. Получается экономия времени – целый час! Да еще и денег, так как билет на ту же маршрутку стоит минимум 25 рублей. Это только на первый взгляд скромные цифры, а если посчитать экономию за год, то она поражает: у людей появится дополнительно 11 суток! Только представьте, что все это время можно будет потратить на отдых, на общение с близкими людьми, на что-то действительно полезное.

Реконструкция МКАД стоит в планах?

– Мы заказали проект дороги в Южном округе между Варшавским шоссе и Липецкой улицей. Там почти 7 км улиц, которые не соединены между собой, так как между ними находятся пути Курского и Павелецкого направлений МЖД. Эти разрывы предполагается «сшить» несколькими искусственными сооружениями. В частности, в рамках формирования дублера предусматривается строительство эстакады, путепровода и транспортного тоннеля. Аналогичные проекты будут реализованы и на других участках МКАД. Кроме того, запланирована реконструкция всех существующих развязок на МКАД. Развязка на Ленинградском шоссе уже находится в работе.

C Садовым кольцом что-то предполагается сделать?

– Ничего глобального там не сделаешь. На этой магистрали не столько о строительных мероприятиях идет речь, сколько о правильной организации движения, над чем сейчас работает департамент транспорта.

Не секрет, что в следующем году, как и в этом, город потеряет часть доходов из-за изменения налогового законодательства. Как это скажется на дорожной программе?

– Никак. Развитие транспортной инфраструктуры – это наш основной приоритет, поэтому бюджетные инвестиции в дорожное строительство планируется увеличить на 48 млрд рублей – до 122,7 млрд рублей. В первую очередь эти средства будут направлены на завершение реконструкции пяти вылетных магистралей – Каширского, Варшавского, Ярославского шоссе, Ленинградского шоссе от метро «Сокол» до МКАД и Балаклавского проспекта – Рублевского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе. Также в 2013 году предусмотрен ввод в эксплуатацию транспортной развязки на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Теплый Стан и Новоясеневским проспектом.

Какие вылетные магистрали начнут реконструировать?

– Начнутся работы на Рязанском проспекте от Садового кольца до границы с Московской областью, на Профсоюзной улице от МКАД до Ленинского проспекта, на Мичуринском проспекте от улицы Косыгина до улицы Федосьино по Боровскому шоссе, на Волгоградском проспекте и Волоколамском шоссе.

«В мастер-план можно оперативно вносить коррективы»

В 2012 году площадь города увеличилась на 150 тыс. га, и теперь вы говорите, что для развития «Большой Москвы» одного Генплана недостаточно, нужно разрабатывать мастер-план. Что это за документ?

– Мастер-план – это принципиально новый документ, который увязывает пространственное развитие города с социально-экономическим. В нем будут зафиксированы целевые показатели по таким ключевым направлениям, как демография и миграция, градостроительная политика и уровень комфорта в городе, транспортная инфраструктура и так далее. Важной частью мастер-плана будет раздел, посвященный реконструкции промышленных зон как части стратегии развития города, обеспечения мультифункциональности, создания новых центров притяжения. Отдельный раздел будет посвящен инфраструктурному строительству – это метро, ТПУ, развитие улично-дорожной сети, других видов транспорта.

А чем мастер-план принципиально отличается от Генплана?

– В первую очередь это динамичный документ, позволяющий оперативно вносить корректировки (поправки в Генеральный план, который является законом, должны утверждаться Мосгордумой. – «МП»). Кроме того, как я уже говорил, мастер-план содержит экономическую составляющую принимаемых решений. Хочу подчеркнуть, что мастер-план будет единым документом для всей территории города, и для его исторической части будут учтены ранее заявленные нами принципы.

То есть массового строительства в центре, о чем недавно написали некоторые СМИ, не предполагается?

– Основной тренд для исторического центра – это реабилитация существующей застройки и стабилизация строительства. Сейчас в ЦАО строится 87 объектов: 35 из них – это объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, 13 – социальные учреждения, 10 – гостиницы, 14 – жилые дома, и только 12 объектов, то есть 14% от общего объема стройки, – завершение строительства ранее начатых офисных и административных зданий.

В этом году были утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты, которые устанавливают предельные высотные и объемные параметры застройки, на 128 кварталов, расположенных внутри Бульварного кольца. Прорабатываются решения о перепрофилировании существующей в центре недвижимости из офисных помещений в жилье и гостиницы, о сносе ветхого жилья, ремонте и реновации исторических зданий, но ни о какой масштабной застройке ЦАО речь не идет.

Как вы относитесь к попыткам инвесторов вернуть свои права через суды?

– В центре были аннулированы проекты общей площадью 1,3 млн кв. метров. Я считаю, что город принял правильное решение: хаотичное строительство нужно было остановить. То, что инвесторы обращаются в суды, нормальная ситуация. У них свои интересы, которые они пытаются отстоять, оспаривая отказ города выдавать им ГПЗУ. Но в большинстве случаев компании проигрывают. Арбитраж обычно становится на сторону инвестора, только если компания понесла существенные затраты. Например, недавно суд обязал нас выдать ГПЗУ, предусматривающее строительство большого объема недвижимости на Никольской улице. Мы это сделаем, хотя все эксперты и члены комиссии по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия однозначно высказались против создания объекта в параметрах, указанных судом.

От всей души желаю всем, кто проектирует и строит, а также всем, для кого мы строим, новых свершений, интересной работы, а главное – здоровья, счастья, удачи и оптимизма!

С Новым годом!