timelapse

Диспропорции советского периода

Темы в материале

Депутаты Мосгордумы обсудили развитие Московской агломерации.

Итоги прошедшего конкурса на лучшую концепцию развития Московской агломерации обсудила на прошлой неделе комиссия по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы. А сегодня (11 декабря) его победителей торжественно наградят в "Манеже".

Изучив все представленные на конкурс проекты, НИиПИ Генплана Москвы подготовил объемный документ на 214 страниц, в котором анализируются выявленные проектными группами проблемы, представлены возможные пути развития города, а также предложены идеи и решения градостроительного развития Московской агломерации. Все коллективы сошлись во мнении, что столице срочно необходимо поднимать свой рейтинг (среди мировых городов ее поместили на 27-е место). Также были отмечены серьезные различия между столичным востоком и западом. Еще со времен СССР сложилось так, что в восточной части города строились в основном индустриальные кварталы и селились рабочие, западные же районы облюбовала интеллигенция. «Такие различия характерны и для Лондона, и для Парижа, мы не можем их ликвидировать, – говорит заместитель директора НИиПИ Генплана города Александр Колонтай. – Это надо учитывать при разработке градостроительной политики. Иными словами, необходимо развивать промышленность в восточных районах города и инновационные экономические кластеры – в западных».

А вот еще одна проблема – перенаселенность периферийных районов и необеспеченность их рабочими местами – вполне решаемая. Сегодня плотность населения на окраинах города в несколько раз выше, чем в центре. Господин Колонтай называет это «диспропорцией советского периода». При этом скученнее всего живут москвичи на востоке столицы: в среднем на каждого москвича в ВАО приходится 18,7 кв. метров жилья, тогда как, например, в СЗАО и ЮЗАО этот показатель – более 25 кв. м/чел. Кстати, даже в области на каждого жителя сегодня приходится уже около 30 кв. метров жилья. «Для обеспечения стандарта 30 кв. м/чел. в столице необходимо построить 130 млн кв. метров жилья. Это задача будущей жилищной политики и модернизации жилфонда. И эту проблему нельзя решить в границах старой Москвы – только в рамках новой агломерации», – отмечает Александр Колонтай.

Участвовавшие в конкурсе творческие коллективы подметили еще одну чисто московскую проблему. Речь идет о так называемой «маятниковой миграции», когда большинство людей едут с утра на работу в центр города с окраин Москвы или из области, а вечером устремляются в обратном направлении. «Москва стала преимущественно местом приложения труда, а область – местом жительства», – констатируют эксперты НИиПИ Генплана.

Иностранные конкурсанты видят решение этой проблемы в выравнивании ситуации. К примеру, есть предложение переселить не меньше 1,5 млн москвичей на присоединенные территории. Другой вариант: равномерно наращивать прирост населения (по оценкам ряда экспертов, в «Большой Москве» должно проживать более 15 млн человек). Еще одна вполне очевидная перспектива: необходимость формирования рабочих мест на окраинах. Так, в новой Москве их предлагается создать не менее двух миллионов.

Наиболее же действенным методом управления агломерацией может стать создание координационного совета, в состав которого должны войти руководители Москвы, Московской области и России. Это подчеркивалось большинством специалистов, основываясь на опыте управления столичными регионами в Европе.

СПРАВКА

Открытый международный конкурс по разработке концепции развития Московской агломерации был объявлен правительством Москвы в конце 2011 года. Заявки на участие в нем подали 67 ведущих архитектурных бюро и градостроительных команд из России и западных стран. После предварительного отбора получили право разрабатывать собственные концепции 10 творческих коллективов из Италии, Франции, Испании, США, Голландии и России. Согласно условиям конкурса, соискатели подготовили проектные решения в трех номинациях: развитие столичной агломерации, «Большая Москва» и проект федерального центра. Конкурсанты внесли предложения по организации транспорта на территории агломерации и функционально-планировочной схеме новой Москвы, дали рекомендации по перспективному зонированию внутри планировочных поясов юго-западного сектора агломерации, а также совершенствованию административно-территориального устройства столицы и области. В начале сентября международное жюри подвело итоги конкурса. Победителем сразу в двух номинациях – развитие Московской агломерации и «Большой Москвы» – стала французская архитектурная мастерская Antoine Grumbach et Associes, а лучшим проектом по формированию административно-делового центра названа идея урбанистов из США – команды Urban Design Associates.

Теги