timelapse

До чего докатился прогресс

Темы в материале

В Братеево строится самое крупное электродепо в истории России.

Побывав на нескольких строящихся станциях Московского метрополитена, "Новая Москва" отправляется на объект, который имеет к ним самое прямое отношение, только находится не под землей. Его площадь - 91 тыс. кв. м. Уже на слух понятно, что это много. Насколько много, можно увидеть, проехав по территории. Навстречу нам движется вереница КамАЗов, досчитав до двенадцатого, пытаемся разглядеть конец колонны. Бесполезно.

Сегодня пассажиров Московского метро перевозят 579 составов разных моделей, число их будет неизбежно увеличиваться, потому что активно строятся новые линии метрополитена. И вот как раз для ремонта и обслуживания поездов в 2012-2020 годах реконструируют 8 уже существующих депо и введут в строй 7 новых.

Электродепо «Братеево» – особый объект. «Про Европу не скажу, но в России это самое крупное электродепо, аналогов нет, – рассказал «Новой Москве» Михаил Абдурахманов, гендиректор ОАО «Трест Мосэлектротягстрой». – Оно будет проводить полный комплекс ремонтных работ и обслуживание подвижного состава. Сегодня одномоментно на объекте работает около тысячи человек, но в самый пик число рабочих возрастет до 3-5 тысяч».

Еще в апреле здесь были пустырь и тишина. Сейчас же работы идут круглосуточно, в три смены. А когда завершатся, мы получим объект, уникальный не только по своим размерам. Например, в корпусе по ремонту электроподвижного состава разборка и сборка будет производиться на универсальных стендах, позволяющих обслуживать вагоны любой модификации и возраста. «Уникальность технологического процесса в том, что вагон не движется, как было раньше, а стоит на месте. Все комплектующие узлы подвозят к нему в определенной последовательности, – разъяснил нам тонкости Алексей Захаров, гендиректор ОАО «Гипротяжмаш». – Это экономит время сборки и упрощает работу. Что касается возможностей, то стенды позволяют одновременно обслуживать три пространства: под вагоном, где находится большой объем электрооборудования, уровень пола и крышу, где расположено вентиляционное оборудование. Таким подходом мы разделили ту часть корпуса, где производится разборка, – это грязные операции, и чистую зону, где происходит сборка, ремонт узлов осуществляется между ними. Это позволяет достичь прямоточности техпроцесса».

А в результате в год отсюда будет выпускаться 300 вагонов после капитального ремонта, на него встают раз в 15 лет. И 550 вагонов среднего ремонта, который проводится раз в 7 лет. Что же касается другого корпуса, то он сможет обслуживать 17 составов в сутки: мыть и продувать от пыли. Здесь же предусмотрено место для отстоя 11 составов – со смотровыми канавами для технического обслуживания. Ну, а сейчас на объекте «Братеево» идет процесс монтажа. Работают в три смены.

Прошу популярным языком объяснить, что собой представляет процесс. «В первую очередь забиваются бетонные сваи, – рассказывает Иван Филатов, монтажник, – затем экскаватором откапывается котлован, потом делаем опалубку и заливаем роствор (профессиональный сленг. – О. П.). Получается фундамент под колонны». На этом подготовительные работы закончены, затем – монтаж металлоконструкций. «Начинается все по правилам с жесткого связевого блока, а уже от него можно плясать дальше, – продолжает другой монтажник – Александр Лыков. – Он связывает конструкцию, а дальше в разные стороны пошли колонны, стропильные фермы. Наша бригада сейчас монтирует балки галереи». В процессе задействованы краны, траверсы, сварочные аппараты, стропы, чалки. Ну, а в руках монтажников обычный затяжной ключ и гайки. А еще монтажный пояс, наши собеседники работают на высоте – это высшая квалификация. Наконец, Александр объясняет и саму суть процесса: «Все конструкции мы просто затягиваем. Чтобы было совсем понятно – как в конструкторе «Лего»: соединил – затянул».

Кстати, когда «Братеево» сдадут, первому депо столичного метрополитена – «Северному» - исполнится уже 79 лет. В 1935 году из его стен на маршрут вышли первые составы.

МОСГОРСПРАВКА

Электродепо «Братеево» (ЮАО Москвы)
Зона обслуживания: Замоскворецкая и Люблинско-Дмитровская линии метро
Срок сдачи в эксплуатацию: корпус по обслуживанию и отстою электроподвижного состава – декабрь 2013 года, ремонтный корпус – декабрь 2014-го. Сейчас основные корпуса депо готовы на 20%.