timelapse
Все темы

Финишная прямая: как строится Некрасовская линия метро

Темы в материале

Некрасовская линия пройдет от станции «Авиамоторная» на шоссе Энтузиастов до станции «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, потом — вдоль Рязанского проспекта и выйдет за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка.​

На Некрасовской линии метрополитена завершилась проходка двухпутного перегонного тоннеля между станциями «Косино» и «Нижегородская».

«Конечно, работы еще очень много, но запуска второго участка Некрасовской линии ждут как жители Некрасовки, Люберец, так и те, кто живет возле Таганско-Краснопресненской линии метро — это больше миллиона человек. Это важнейшее направление работы, поэтому метростроевцы будут делать все возможное, чтобы запустить ее как можно раньше», — рассказал Сергей Собянин.

Протяженность Некрасовской линии — 19,6 километра (девять станций). Она пройдет от станции «Авиамоторная» на шоссе Энтузиастов до станции «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, потом — вдоль Рязанского проспекта и выйдет за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка.

Первый участок — от «Косина» до «Некрасовки» — открыли 3 июня этого года. Его длина — 7,9 километра, на нем расположены четыре станции. Второй участок — от «Авиамоторной» до «Косина» (пять станций, 11,7 километра) — находится в завершающей стадии строительства.

«Здесь огромный объем работ, это технически очень сложный проект. Но тем не менее глаза боятся, а руки делают. Надеюсь, что эта стройка в ближайшие месяцы будет подходить к концу», — отметил Мэр Москвы.

По его словам, основные строительные работы планируется закончить уже в этом году.

Крупнейший транспортно-пересадочный узел Москвы

Станции «Нижегородская» войдет в состав крупнейшего транспортно-пересадочного узла Москвы и Европы — ТПУ «Рязанская». Он будет находиться на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей и путями МЦК. Там в одной точке сходятся Некрасовская и Большая кольцевая линии метро, МЦК и Горьковское направление Московской железной дороги (МЖД).

«В Москве два гигантских транспортных узла, такого мегауровня, — это “Деловой центр” и “Рязанская”. И там и там сходятся БКЛ, другие линии метро, МЦК, к каждому ТПУ примыкает радиальное направление железной дороги. В результате четыре крупнейшие инфраструктуры, не считая автодорожной, сходятся в одном месте», — напомнил Сергей Собянин.

По объему перевозок эти транспортные узлы одни из крупнейших не только в Москве, но и во всей России.

«В этом месте ожидается пассажиропоток до 400 тысяч человек в сутки. Это гигантский пассажиропоток. И вот в эту точку пришла сегодня тоннелепроходческая машина из “Некрасовки”», — добавил Мэр Москвы.

С «Нижегородской» пассажиры смогут сделать пересадку на МЦК и станцию Карачарово Горьковского направления МЖД. Также предусмотрена пересадка на БКЛ.

Строительство Некрасовской линии и создание ТПУ улучшит транспортное обслуживание юго-востока Москвы, Люберец и других близлежащих городов Московской области. На этой территории проживают 800 тысяч человек. Кроме того, розовая ветка существенно разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию метро. Поездки по ней станут более комфортными.

Чтобы было удобнее пересаживаться на Горьковское направление МЖД, платформу Карачарово перенесли на 550 метров на запад, ближе к Московскому центральному кольцу. На базе Карачарова в дальнейшем планируют сделать новую станцию с тремя пассажирскими платформами, которые будут обслуживать шесть путей (четыре главных и два — для пригородных электропоездов). Для многих поездов эта станция станет конечной. Это существенно разгрузит Курский вокзал.

На ТПУ «Рязанская» будет торговый центр и комплекс апартаментов с офисами и паркингом. Сейчас ведется его проектирование. Также обустроят наземные перехватывающие парковки для автомобилей, следующих в город по Рязанскому проспекту.

Благодаря этому транспортно-пересадочному узлу пассажиры смогут с комфортом пользоваться четырьмя видами транспорта. Снизится нагрузка на Рязанский проспект, Нижегородскую улицу и прилегающую улично-дорожную сеть. Улучшится транспортное обслуживание жителей районов Нижегородский, Лефортово и других. Территории, прилегающие к «Рязанской», будут благоустраивать.

Какой будет станция метро «Нижегородская»

«Нижегородская» — колонная пятипролетная станция мелкого заложения с двумя островными платформами, между которыми проложат пути Некрасовской линии, а по бокам от платформ — пути Большой кольцевой линии. Таким образом, между двумя линиями метро будет кросс-платформенная пересадка. Пересесть с одной ветки метро на другую можно будет на той же платформе.

У станции будет два подземных вестибюля. Первый — юго-восточный с выходом в пешеходный переход под Рязанским проспектом. Второй — северо-западный с выходами к станции МЦК Нижегородская и железнодорожной платформе Карачарово.

Дизайн станции будет напоминать о конструкторе «Лего»: большие разноцветные элементы будут складываться в простые формы. Визуально станцию разделят на несколько зон. Для этого используют металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон.

Потолок отделают алюминиевыми панелями, стены и карнизы украсят современной графикой. Установят светильники прямого и отраженного света. Стены переходов, вестибюлей и платформ облицуют керамогранитом и натуральным камнем. Пол покроют шлифованным и полированным гранитом серых и коричневых оттенков. Для маломобильных пассажиров на станции установят эскалаторы и лифты.

Строительство станции ведется по технологии top-down. Это значит, что сооружение подземной части идет сверху (от уровня земли) вниз. Такая технология применяется в условиях плотной застройки. Она позволяет максимально быстро завершить работы на поверхности.

Сейчас специалисты переносят инженерные сети (работы выполнены на 95 процентов), разрабатывают грунт котлована (99 процентов), занимаются основными конструкциями (94 процента), начинают архитектурно-отделочные работы.

Сначала «Нижегородская» будет функционировать в составе Некрасовской линии метро (от «Некрасовки» до «Авиамоторной»). Когда закончится строительство Большой кольцевой линии, она станет конечной для розовой линии. Участок «Нижегородская» — «Авиамоторная» войдет в состав БКЛ.

Двухпутные тоннели

Важная технологическая особенность Некрасовской линии заключается в том, что участок от станции «Косино» до «Нижегородской» будет двухпутным. Это значит, что поезда в обоих направлениях будут ходить по одному тоннелю вместо привычных двух, а платформы на большинстве станций берегового типа.

Диаметры щитов, с помощью которых ведут проходку двухпутного тоннеля, — 10 метров. Это специально приобретенный для строительства линии щит «Лилия», прошедший тоннель от станции «Косино» до станции «Окская», и «Виктория» (прошел тоннель от станции «Окская» до «Нижегородской»). Последний использовали при возведении железнодорожного тоннеля к Олимпиаде в Сочи.

Несмотря на то что на большинстве линий Московского метрополитена однопутные (левые и правые) перегонные тоннели, двухпутный тоннель нельзя назвать чем-то принципиально новым. С 1931 по 1938 год построили (в основном с использованием ручного труда и средств малой механизации) четыре участка с частично двухпутными тоннелями, которые успешно эксплуатируются и в наши дни. Два из них — на Сокольнической линии (от «Парка культуры» до «Библиотеки имени Ленина» и от «Красных Ворот» до «Сокольников»). Третий — на Замоскворецкой линии, от «Сокола» до «Аэропорта». Четвертый — на Филевской линии, от «Смоленской» до «Александровского сада».

Когда создали сначала простые, а потом механизированные проходческие щиты диаметром шесть метров, начали сооружать однопутные тоннели, которые стали стандартом метростроения на 70 с лишним лет.

Десятиметровые щиты-гиганты появились на рынке только в последние годы. Они позволили метростроевцам многих стран мира вернуться к практике строительства двухпутных тоннелей. Например, в Мадриде с помощью этой технологии построили 199 километров тоннелей. Такую же методику применяют в Берлине, Гамбурге, Токио, Сиднее, Филадельфии, Буэнос-Айресе, Торонто, Осаке, Вене, Будапеште, Афинах, Риме, Неаполе, Копенгагене, Брюсселе, Осло, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах.

Чем хороши двухпутные тоннели

Прежде всего двухпутные тоннели отличаются безопасностью. В случае поломки или аварии поезда время полной эвакуации пассажиров в таком тоннеле составляет около 16 минут, в то время как в однопутном — почти 40 минут.

В однопутном тоннеле эвакуация проводится только через хвостовой и головной вагоны, а в двухпутном пассажиры могут экстренно спуститься в проход между путями из всех дверей состава. В это время движение по другому пути прекращается. Еще на второй путь можно подать поезд для эвакуации, а также доставить спасателей и ремонтников. Кстати, для эвакуации пассажиров в тоннеле Некрасовской линии сделают проход между путями шириной 1,2 метра. Такие проходы не создаются практически нигде в мире.

Еще одно из преимуществ двухпутных тоннелей — низкий уровень шума. Для этого применяют специальные технологии вибро- и шумозащиты. В России их впервые опробовали во время реконструкции железнодорожного пути из Туапсе в Адлер (к Олимпиаде в Сочи). В столице их используют на станции «Деловой центр» под небоскребами «Москва-Сити». Эти технологии применят и на Некрасовской линии.

Двухпутные тоннели также влияют на скорость строительства метро. Щиты диаметром шесть метров не могут идти параллельно друг другу, поэтому их иногда запускают с противоположных концов будущего участка метро. А при строительстве двухпутного тоннеля щит проходит насквозь через станцию и двигается дальше, его не нужно разбирать и собирать заново. К тому же приходится занимать меньше городской территории по сравнению с традиционным методом строительства.

Стоимость строительства тоже снижается, потому что для обслуживания одного щита нужно меньше людей и оборудования. Помимо этого, сокращаются объемы строительства притоннельных сооружений. Обслуживать один двухпутный тоннель гораздо проще, чем два однопутных. Уменьшаются расходы на освещение, связь.

В ближайшие годы такие тоннели появятся еще на двух участках Большой кольцевой линии метро — от «Мневников» до «Аминьевского шоссе» и от «Каширской» до «Текстильщиков».

Больше 150 километров линий и 81 станция 

С 2011 года в эксплуатацию ввели 154,8 километра линий метро, 81 новую станцию, три дополнительных вестибюля метро и МЦК и 10 электродепо, в том числе:

— на Люблинско-Дмитровской линии — участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции), участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций), второй выход (вестибюль) со станции «Марьина Роща», второй вестибюль «Петровско-Разумовской»;

— на Калининско-Солнцевской линии — участок от «Новогиреева» до станции «Новокосино» (одна станция), участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций), участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций);

— на Замоскворецкой линии — участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станцию «Технопарк», участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции);

— на Арбатско-Покровской линии — участок от станции «Митино» до «Пятницкого шоссе» (одна станция);

— на Таганско-Краснопресненской линии — участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции), станцию «Спартак»;

— на Бутовской линии — участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции);

— на Сокольнической линии — участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции);

— на Некрасовской линии — участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);

— на Большой кольцевой линии — участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);

— на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная»;

— на Московском центральном кольце — 31 станцию;

— электродепо (включая реконструкцию) «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».