timelapse

Город от ума

Темы в материале

На состоявшемся на прошлой неделе международном урбанистическом форуме "Умный город будущего" большинство мировых и российских экспертов высказали мысль, что крупные российские города эффективны с экономической точки зрения, но жить в них некомфортно. В качестве примера неудобно организованного пространства и неразвитости навигации эксперты чаще всего приводили российскую столицу. Столичные чиновники, участвовавшие в дискуссиях, сетовали на тяжелое наследство. Хотя элементы концепции «умного города» можно использовать и в Москве.

По данным ООН, к середине нынешнего века в городах будут проживать около 6 млрд человек – почти 80% всего населения Земли. В условиях дефицита ресурсов города вынуждены искать инновационные решения и внедрять новые технологии.

– Понятие «умный город» подразумевает комплексный подход не только к использованию тех или иных технологий, но и к строительству и эксплуатации зданий и сооружений, – говорит руководитель Дирекции по управлению инженерной, транспортной инфраструктурой Фонда «Сколково» Питер Шиппер. – Если старые, обыкновенные города строились и строятся по радиальной схеме, то «умный город» должен быть привязан к системе транспорта. Здесь также должна быть организована высокотехнологическая переработка бытовых отходов. При подаче воды предполагается очистка и повторное использование даже канализационных стоков, очищенных до качества питьевой воды. Дождевую воду в системе «умного города» можно будет использовать, например, для формирования зеленой зоны города, для ландшафтной архитектуры.

В качестве примера новаторства эксперты приводили Токио, Шанхай, Нью-Йорк. Там электронные системы помогают справляться с дорожно-транспортной ситуацией, экономят энергоресурсы и делают жизнь потребителей комфортнее.

– Все признают, что в Москве удобно делать деньги, – говорит заммэра Москвы по экономическим вопросам Андрей Шаронов, – но с точки зрения качества и удобства жизни она серьезно отстает и находится ближе к концу первой сотни мировых городов. Граждане мира, за которых борется каждый глобальный город, выбирают место, где они смогут реализоваться как профессионалы. Москва проигрывает. Есть города, где тоже можно зарабатывать деньги, но при этом гораздо более комфортно жить. Если не преодолеть это противоречие, то нерастущее качество жизни будет подавлять экономический потенциал и создавать неэкономические препятствия.

Чтобы переломить тенденцию, столичные власти намерены изменить подход к проектированию новых городских районов. Например, отказаться от строительства спальных районов, а каждую территорию стараться делать самодостаточной, где будут и рабочие места, и досуговые объекты, и социальная инфраструктура. А главным «транспортным средством» станет… пешеход.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, образцово-показательным примером «умного города» скоро станет территория завода ЗИЛ площадью 450 гектаров. Там будут и парковая зона, и офисный центр, «и рекреация с аттракционами». Приблизительный объем инвестиций в городской креатив оценивается не меньше чем в 10 млрд долларов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марат Хуснуллин:

"Мы продолжаем проектировать вчерашний день"

О дисбалансе развития

В мае 2010 года был утвержден Генеральный план развития Москвы. Была проделана колоссальная работа в том понимании, в каком это требовало от нас законодательство. Согласно плану, к имеющимся 400 млн кв. метров всей недвижимости к 2025 году нужно построить еще 200 млн кв. метров. Одно дело – нарисовать картинки, а другое дело – воплотить их в жизнь. Казалось бы, правильная идея – увеличить плотность застройки. Чем больше плотность, тем лучше для экономики города. Однако в результате плотная застройка привела к диспропорциям в развитии города. Почему это произошло? Кто мог предположить, что число автомобилей в городе будет расти в год на 5–7%? Притом что число дорог вырастает на 1,7%. На то, чтобы нивелировать диспропорции, сегодня тратится 70% бюджета Москвы.

О Генплане и мастер-плане

Градостроительство предполагает большой временной период. То, что мы делаем сейчас, даст результаты через 10–20 лет. На мой взгляд, нужно задать совершенно новые стандарты градостроительства. То, что мы продолжаем проектировать сейчас, это вчерашний день, таким образом нельзя создать современный город. Сейчас появляются отдельные удачные проекты, но они локальны – не увязаны в целое. Требуется перейти к западному пониманию планирования, создавать не генпланы, а мастер-планы. Мы сегодня отдельно проектируем объекты недвижимости, отдельно инженерию, отдельно транспортную, улично-дорожную инфраструктуру… И иногда – хороший внешний вид. Мы должны любую деятельность по градостроительству перевести в экономику, чтобы четко понимать, кто будет строить, кто покупать и что все это даст тому или иному населенному пункту. Когда мы начали готовить мастер-план Москвы, я задал ряду коллег вопрос – а что это такое? Даже многие руководители этого не знают. Поэтому на урбанистическом форуме, который пройдет в Москве в декабре, мы будем проводить семинары для всех желающих, где расскажем, чем отличается мастер-план от обыкновенного Генплана.

О новой Москве

Все ожидают, что там будет город будущего. Однако уже сегодня выдано разрешение на строительство 12 млн кв. метров. Из них 6 млн – это многоэтажная застройка. А о рабочих местах никто и не думает. Конечно, сейчас кардинально надо все пересматривать. Менять план развития новых территорий. Неприятная ситуация, не все к ней готовы. Сейчас уже точно можно сказать, что «умный город будущего» в классическом понимании, наверное, нам не удастся построить. Потому что мешает существующее наследие. Но какие-то элементы мы, безусловно, будем воплощать в жизнь.