timelapse

Город-ракета

Темы в материале

В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка "Большая Москва. ХХ век", рассказывающая о самых важных проектах развития города. Эта историческая экспозиция имеет и актуальное измерение, ведь она приурочена к проведению конкурса на лучший проект "Концепции развития Московской агломерации". К тому же в нынешнем году стало реальностью самое значительное за всю историю расширение административных границ города. И если самые ранние по времени экспонаты выставки датированы началом 1920-х годов, то завершает ее видеопрезентация о «Большой Москве», создаваемой в наши дни.

Обращение к подлинным историческим документам и материалам - залог успеха любого крупного проекта. Об этом говорил на открытии выставки заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин: «Эта выставка имеет серьезное, знаковое значение для Москвы. Сегодня мы ставим во многом те же задачи, что ставили наши предшественники в 20-30-е годы, - создаем город, удобный для жизни. В нашей работе мы должны опираться на историю, на опыт тех, кто в ХХ веке стремился сделать Москву лучшим городом мира». В свою очередь, президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков назвал выставку «большим культурным событием не только для архитекторов, но для всех москвичей, для всей страны». Актуальность выставки отмечали также глава департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. Те, от кого сегодня зависит судьба «Большой Москвы», изучали опыт предшественников, представленный на выставке в эскизах, чертежах, макетах и даже живописных полотнах.

Посмотреть здесь действительно есть на что. Кураторы стремились показать наиболее значительные концепции развития города, не забывая о малоизвестных деталях этих проектов. На выставке представлено множество работ из запасников музея, которые экспонируются впервые. О необходимости масштабных преобразований в городе заговорили уже в 1918 году, как только Москва вернула себе статус столицы государства. Первые проекты новой Москвы разрабатывались в годы Гражданской войны и разрухи. Но на чертежах архитекторов-планировщиков тех лет возникали полусказочные (как тогда казалось) черты «города будущего», с высокими домами для трудящихся, просторными проспектами, полноводной Москвой-рекой и тенистыми парками. Так, уже в 1921 году Л.А. Веснин разработал проект квартала «показательных домов для рабочих Рогожско-Симоновского района»: этот план спустя несколько лет был реализован (известный знатокам конструктивизма жилой массив «Ленинская Слобода»). Началом 20-х датирован и замысел архитектора Г.П. Гольца устроить в Останкине «город-сад» - прообраз социалистического города с малоэтажной застройкой и хорошей экологией.

Та эпоха была богата на смелые - явно несбыточные, но необычайно красивые - проекты выхода города за пределы своих прежних границ. Один из разделов выставки напоминает о проекте Н.А. Ладовского «Парабола»: этот архитектор предлагал превратить Москву в «динамический город-ракету», устремленную по оси Ленинградского шоссе в сторону города на Неве. При этом «параболическая» Москва Ладовского должна была состоять из четырех зон - политико-просветительской, жилой, промышленной и аграрной, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Утопия? Да, но чрезвычайно эффектная.

От выставки в Музее архитектуры протянута своеобразная нить к открывшейся днем ранее выставке работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. А.С. Пушкина (см. материал на этой полосе). Известно, что знаменитый архитектор осенью 1928 года читал в столичном Политехническом музее лекцию, посвященную анализу и перспективам развития Москвы. Ле Корбюзье предложил и свой план-эскиз переустройства советской столицы, причем по своей радикальности он опережал проекты некоторых отечественных градостроителей. План француза - это предельная геометризация городской структуры, уплотнение территории «движением вверх» (т.е. строительство небоскребов), создание новых принципов коллективного жилья. Три собственноручных рисунка мэтра, иллюстрировавших его лекцию, демонстрируются на выставке. Другие рисунки из того же цикла представлены сейчас в Пушкинском музее.

Эпохой в развитии города стал Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году и лишь частично реализованный. Отголоски этого важнейшего документа можно найти и в проектах современных московских градостроителей. На выставке можно увидеть одно из первых изображений Генплана-35: по замыслу его авторов В.Н Семенова и С.Е. Чернышева, город должно было опоясать целое кольцо новых каналов - Андреевский, Дорогомиловский, Северный, Восточный… Эти каналы остались лишь на бумаге, зато стали реальностью и канал Москва - Волга, и несколько спрямлений у изгибов реки. Ну а проспект Дворца Советов, задуманный как юго-западная чудо-магистраль, в 50-е годы воплотился (в редуцированном виде) в Комсомольском проспекте и проспекте Вернадского.

Тот же проспект Дворца Советов фигурирует и на живописном полотне архитектора А.В. Власова. Здесь показаны излучина Москвы-реки, Лужники и Воробьевы горы - так, как планировал переустроить эту местность амбициозный архитектор в конце 30-х годов. Через реку на юго-запад автор проекта предлагал перебросить два моста, Окружную железную дорогу на этом участке снять (перестроив ее мосты в автомобильные), а на дальней оконечности лужнецкого «полуострова» устроить обширную лагуну для водных видов спорта. Эти планы остались неосуществленными, а вот расстановка спортивных арен отчасти сохранилась в окончательном проекте Центрального стадиона имени Ленина 1950-х годов, созданном под руководством того же Власова.

Экспозиция последних залов рассказывает о тенденциях в отечественной архитектуре 50-70-х годов и крупных градостроительных проектах тех лет. Расширение границ столицы по трассе МКАД, прокладка Нового Арбата, строительство Олимпийского комплекса на проспекте Мира (первоначально там планировалась открытая футбольно-легкоатлетическая арена).

Выставка работает до 28 октября.