timelapse

Городская среда должна быть комфортна для проживания

Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин подвел итоги года в беседе с "Вечеркой".

2012 год вошел в историю Москвы присоединением к городу новых территорий. Площадь столицы увеличилась почти в 2,5 раза. Такое расширение границ мегаполиса повлекло пересмотр многих городских программ. В серьезной корректировке нуждается Генеральный план развития города. Какие еще события в уходящем году стали знаковыми для Москвы? Изменились ли приоритеты у столичных властей в рамках формирования новой городской среды? Что удалось сделать и что предстоит осуществить? С этими вопросами «Вечерняя Москва» обратилась к заместителю мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительству Марату Хуснуллину.

- Марат Шакирзянович, как вы оцениваете итоги уходящего года?

- Говоря об итогах, необходимо отметить, что 2012-й стал годом реализации новой градостроительной политики. Если в 2011-м командой мэра Сергея Собянина были сформулированы основные принципы, по которым должна развиваться Москва, чтобы решить сложившиеся проблемы, и были сделаны первые шаги в нужном направлении, то теперь полным ходам началась работа по осуществлению всего задуманного. Задача правительства Москвы, задача Стройкомплекса – сформировать такую городскую среду, которая была бы удобна и для жителей столицы, и для гостей города. Для ее выполнения необходимо, прежде всего, улучшить транспортную ситуацию. Исходя из этого, мы выстраиваем всю свою работу. Ведь пробки на дорогах не только потому, что много машин и мало дорог, но и из-за того, что в городе существуют серьезные диспропорции между расположением жилья и рабочих мест. Сегодня инфраструктура Москвы нуждается в значительной корректировке. Комфортная городская среда – это когда человек тратит минимум времени на дорогу от дома до работы и обратно, когда есть свободные места в детские сады, когда школы и спортивные центры находятся, как говорится, в шаговой доступности.

- Если говорить о цифрах, то каковы показатели?

- В городе растет инвестиционно-строительная активность. За 11 месяцев этого года выдано разрешений на строительство 475 объектов общей площадью будущей недвижимости 6,924 млн кв. м. Из них на присоединенных территориях – 30 объектов общей площадью 268,5 тыс. кв. м. Для улучшения транспортной ситуации нами построено 25,08 км дорог и съездов. Количество парковочных мест увеличилось на 31 120 машиномест. Замечу, что строительство дорог – одного из приоритетных направлений Стройкомплекса – ведется не в ущерб социальным программам. Так, нам удалось ликвидировать очереди в детские сады в рамках старых границ Москвы. За 11 месяцев текущего года мы построили 57 детских садов. Это, замечу, почти столько же, сколько было построено за три минувших года.

Кроме того, в уходящем году уже введено в эксплуатацию 7 школ на 4070 учащихся; 6 спортивных сооружений; 5 поликлиник на 1156 посещений в смену; 8 больниц на 589 койко-мест; 5 гостиниц; 5 объектов культуры; 36 административно-офисных и многофункциональных комплексов; 34 торговых объекта, а также 605 км инженерных сетей. Сдано 107 жилых домов общей площадью 2 млн 364 тыс. кв. м.

- Если говорить об основных направлениях работы стройкомплекса Москвы, то что является самым важным в настоящий момент?

- Безусловно, это развитие транспортной инфраструктуры. Социологические опросы показывают, что пробки на дорогах москвичи уже несколько лет подряд называют основной проблемой города. В трехлетней Адресной инвестиционной программе на решение самой острой столичной проблемы заложено более 70% всех бюджетных средств. Хочу подчеркнуть, что город в полном объеме продолжит выполнение социальных программ – строительство дорог и метро будет идти не в ущерб образовательными, медицинскими, жилищными и другим обязательствами, которые есть у Правительства Москвы перед жителями.

В трехлетней Адресной программе предусмотрено строительство 234 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Из них в строительстве сейчас находится 93, в проектировании – 48. Если говорить о пятилетней программе реконструкции вылетных магистралей, то восемь уже находятся в стройке, по шести работы начнутся в 2013 году, еще по двум торги пройдут в 2014 году.

По поводу работ, которые ведутся сейчас на основных дорогах столицы, хотелось бы дать пояснение. Когда мы приступили к поиску решений транспортной проблемы, проанализировав мировой опыт в этом вопросе, рассмотрев возможности города, то приняли решение сделать ставку на развитие общественного транспорта. Сейчас расширение вылетных магистралей проходит в основном для того, чтобы создать дополнительные полосы, по которым могли бы ездить исключительно автобусы, маршрутки. Такая реконструкция ведется без ущерба для автомобилистов – меньше полос для личного автотранспорта не станет.

Основным общественным транспортом в Москве, разумеется, является метро. Его протяженность в настоящее время составляет немногим более 300 км. Объем ежедневных перевозок - около 9 млн чел. По нашим расчетам, дефицит протяженности метрополитена в Москве – порядка 200 км. В 2011–2020 гг. предусмотрено строительство 150 км новых линий подземки, т.е. за 10 лет планируется построить половину того, что было сооружено за предыдущие 80 лет. После этого объем перевозок общественным транспортом увеличится на 23%. При этом средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда сократятся на 15–20%. Все это позволит улучшить ситуацию на дорогах.

- Строительство метро ведется активными темпами, это понятно. Но могут ли в утвержденную программу вноситься какие-то корректировки?

- Разумеется. Мы уже вносим ряд изменений в программу развития Московского метрополитена. Они обусловлены динамикой развития в градостроительной сфере. Так, ввод в эксплуатацию очередного участка ММДЦ «Москва-Сити» привел к необходимости сооружения вестибюля второго выхода станции «Международная» на действующей Филевской линии. Причиной переноса срока ввода станции «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии на 2013 год стали утвержденные планы по окончанию возведения одноименного стадиона в 2014 году. Как правило, пересмотр сроков строительства и ввода объектов основан на разумном сокращении временных затрат и, соответственно, более эффективном расходовании средств городского бюджета. Конечно, учитываются потребности и пожелания горожан, к примеру, в этом году мы раньше намеченного срока ввели станцию «Новокосино», люди ждали ее 20 лет.

- Какие объекты в столице будут сданы в 2013 году?

- В продолжение темы метростроения скажу, что в следующем году намечен ввод 14 километров линий подземки. Мы построим 7 станций и 2 депо.

Если конкретно, то в планах участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Парк Победы». Этот участок станет первым этапом формирования новой диаметральной линии, связывающей центральную часть города, ММДЦ «Москва-Сити» с районами Дорогомиловский и Раменки, в которых проживает около 200 тысяч человек. Следующий участок, который мы сдадим в 2013 году, – это отрезок Бутовской линии от ст. «Улица Старокачаловская» до ст. «Битцевский парк». Таким образом, улучшится транспортное обслуживание районов Северное и Южное Бутово, в которых проживает более 260 тысяч человек. Участок Таганско-Краснопресненской линии от станции «Выхино» до станции «Котельники» улучшит обслуживание общественным транспортом населения районов Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, а также частично Люберц и Котельников. Как я уже сказал, в следующем году будет построено 7 станций, это «Спартак», «Лесопарковая», «Битцевский парк», «Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники» и «Деловой центр».

- А какие планы по строительству объектов социальной инфраструктуры?

- За средства городского бюджета в следующем году будет построено 25 дошкольных учреждений на 3890 мест, 9 школ на 4435 мест, 13 объектов спортивного назначения. Кроме того, будет возведено 3 поликлиники на 1260 посещений в смену , 4 больничных корпуса, 2 подстанции скорой медицинской помощи, 14 объектов культуры. Также Адресной инвестиционной программой предусмотрено строительство и ввод 58 объектов жилой недвижимости общей площадью около 680 тысяч квадратных метров.

- С краткосрочными планами все ясно. А если говорить об отдаленном будущем, на чем, помимо строительства метро, Москва заострит внимание до 2020 г.?

- В рамках пятилетней программы развития улично-дорожной сети, предусматривающей реконструкцию вылетных магистралей, в 2013 году запланировано завершение строительства следующих крупных дорожных объектов:

- реконструкция вылетных магистралей (Каширского, Варшавского, Ярославского шоссе, Ленинградское шоссе от метро "Сокол" до МКАД и Балаклавского проспекта - Рублевского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе);

- транспортная развязка на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Теплый Стан и Новоясеневским проспектом;

- транспортная развязка на пересечении Дмитровского шоссе с 3-м Нижнелихоборским проездом;

- реконструкция Дмитровского шоссе на участке от МКАД до границы города;

- реконструкция Большой Академической улицы от улицы Приорова до Дмитровского шоссе. Начнутся работы по реконструкции еще 6 вылетных магистралей: Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью, Профсоюзной улицы от МКАД до Ленинского проспекта, Мичуринского проспекта от улицы Косыгина до улицы Федосьино по Боровскому шоссе и Ленинского проспекта от МКАД до Садового кольца.

Помимо транспортных задач нам предстоит большая работа: до конца 2014 года - утвердить мастер-план развития «Большой Москвы» и Генеральный план. Предстоит формирование и детальная проработка концепции полицентричной структуры развития столицы. На присоединенных к Москве территориях предполагается создание 12 точек развития, приоритетным направлением в которых станет создание новых рабочих мест.

Кроме того, большой объем предстоит в рамках старых границ города. Мы должны осуществить комплексную реорганизацию столичных промзон, площадь которых составляет порядка 7 тысяч га. Сейчас прорабатывается различные варианты использования данных территорий.

Считаю нужным в очередной раз подчеркнуть, что все масштабные проекты, осуществляемые в столице, разрабатываются для того, чтобы решить проблемы, от которых устали горожане. Во многом мы сейчас стараемся работать на опережении, прогнозируя развитие мегаполиса, чтобы не повторить ошибок наших предшественников. Но, формируя новый облик столицы, необходимо бережно относиться к культурному наследию Москвы. Стабилизация застройки в исторической части города, комплексное обустройство в границах Центрального административного округа Москвы стали одной из приоритетных для нас задач.

В этом году утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты, которые устанавливают предельные высотные и объемные параметры застройки, на 128 кварталов, расположенных внутри Бульварного кольца. Работа по формированию градостроительных регламентов продолжается, в настоящее время разрабатываются регламенты на 281 квартал, находящийся между Бульварным и Садовым кольцами.

В результате центр города должен стать привлекательным для инвесторов, так как будут определены четкие правила, по которым будут вестись работы. В то же время Москва сохранит свой неповторимый исторически сложившийся облик и станет более комфортной для жизни москвичей и гостей столицы.