timelapse

Инвестиции в образ жизни

Темы в материале

Москва планирует теснее взаимодействовать с инвесторами. Это касается как строительства жилья, коммерческой недвижимости и социальной инфраструктуры, так и транспортных объектов, чего раньше никогда не было. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что город будет поддерживать бизнес, проекты которого направлены на улучшение качества жизни в мегаполисе. Объем вложений в основной капитал в прошлом году составил 1,4 трлн рублей, что превысило докризисный уровень.

Земля с потенциалом

По итогам прошлого года Москва превзошла докризисный показатель ввода объектов недвижимости - 8,6 млн кв. метров. «В 2013 году строительство дало самый большой рост среди всех отраслей, он составил 9,1%. Вложения в основной капитал достигли 1,4 трлн рублей, что также превысило докризисный уровень. В мире найдется еще 2-3 мегаполиса с такими показателями», - заявил вице-мэр столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. При этом он отметил, что планы на этот год еще более масштабные.

Несмотря на такие темпы строительства, в городе меняется подход к освоению территорий. Инвесторы понимают, что нельзя строить просто большие жилые и офисные коробки, нужно создавать образ жизни. Для этого, по мнению главы стройкомплекса, необходимо создавать точки притяжения. Например, на ЗИЛе, где в ближайшее время планируется возвести несколько миллионов квадратных метров жилья и офисов, точкой притяжения станут Дворец для плавательных видов спорта и Ледовая арена, которую откроют уже в этом году. «Такая же ситуация в Тушине, где возводится стадион «Спартак» и еще несколько спортивных объектов», - отметил Марат Хуснуллин. Власти города обещают поддерживать инвестиционные проекты, которые способны улучшить качество жизни в столице. Сергей Собянин считает, что Москва по уровню комфорта должна стремиться к европейским городам.

Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные площади, которые практически не используются, - это промзоны, которые занимают почти пятую часть территории города. «В 2013 году мы разработали несколько проектов планировки промзон и уже смогли построить на их территориях около 1,3 млн кв. метров недвижимости», - отметил Марат Хуснуллин. Депутат Государственной Думы РФ Владимир Ресин рассказал, что уже на протяжении многих лет инвесторы заинтересованы в освоении промзон. Часть этих территорий находится близко к центру, а отсюда и их привлекательность.

Градостроительный потенциал производственных зон может достигать 70 млн кв. метров недвижимости. При разработке проектов планировки соблюдается баланс жилой, коммерческой и социальной недвижимости. «Необходимо обеспечить людям возможность работать и отдыхать недалеко от дома», - говорит Марат Хуснуллин.

С момента принятия решения о застройке той или иной промзоны до выхода на площадку проходит совсем немного времени. Год назад столичные власти презентовали на выставке MIPIM в Каннах проект реорганизации ЗИЛа. Уже в этом году там будет сдано порядка 150 тыс. кв. метров недвижимости.

Еще большим градостроительным потенциалом обладают присоединенные к Москве территории. В перспективе там планируется построить 100 млн кв. метров недвижимости и создать 1 млн рабочих мест. По словам Сергея Собянина, основной задел площадей и рабочих мест будет создан на 12 точках притяжения.

В этом году власти столицы планируют утвердить схемы территориального планирования новой Москвы. Марат Хуснуллин рассказал, что скоро их вынесут на общественные слушания. Эти схемы в 2015 году войдут в состав Генплана. В документе будут обозначены четкие границы всего, что начнет строиться.

Попутный капитал

Особое внимание сегодня уделяется развитию транспортной инфраструктуры. Реализовать масштабные планы города должны помочь инвесторы. Совместно с бизнес-сообществом уже реализуются некоторые проекты. По словам главы департамента экономической политики и развития Максима Решетникова, только за последние полтора года в рамках государственно-частного партнерства удалось привлечь около 340 млрд рублей. «Самым распространенным вариантом ГЧП является концессия. В этом случае объект строится на средства и государства, и частного инвестора. Право собственности остается за государством, но частный партнер управляет объектом, получая от него доход, в течение всего срока договора», - отметил он. Примером такого соглашения может служить конкурс на право заключения концессионного соглашения по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации cеверного дублера Кутузовского проспекта.

Северный дублер пройдет от Молодогвардейской развязки до ММДЦ «Москва-Сити». Протяженность составит 11 км, ширина - не менее четырех полос. Ориентировочная сумма инвестиций - 40 млрд рублей.

Привлекать частные инвестиции планируется и для строительства южного дублера Кутузовского проспекта. Его стоимость оценивается примерно в 30 млрд рублей. Однако это проект не сегодняшнего дня. «Планы по строительству пока отдаленные, - отметил Марат Хуснуллин. - Если будет подготовлена необходимая градостроительная документация и найдены инвестиционные средства, тогда можно говорить о реальном строительстве».

Все больше инвесторов рассматривают возможность строительства дорог и развязок вблизи своих объектов. Достигнуты договоренности о финансировании представителями бизнеса развязки на Боровском шоссе, где строится крупный жилой микрорайон, дублеров МКАД в районе МВЦ «Крокус Экспо», съездов и выездов на Калужское шоссе в новой Москве и так далее. Всего, по расчетам Марата Хуснуллина, благодаря участию девелоперов город может сэкономить на создании дорожных объектов не менее 40 млрд рублей бюджетных средств.

В ближайшие годы власти мегаполиса намерены построить 255 транспортно-пересадочных узлов. Их примерная стоимость составляет 600 млрд рублей. По словам руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарёва, ТПУ будут представлять собой мини-вокзалы. В большинстве из них предусмотрены перехватывающие парковки. В столице сегодня всего около 1,5 млн парковочных мест, при этом автопарк города стремится к 5 млн единиц транспорта. В ближайшие 10 лет Москве необходимо организовать не меньше 2 млн машиномест, 25-30% из них планируется создать в новых ТПУ. Инвестиционная привлекательность мини-вокзалов состоит в возможности создания коммерческих площадей. Как подчеркнул Марат Хуснуллин, уже есть ряд интересантов, которые хотят участвовать в этой программе.

Транспортно-пересадочные узлы в Москве будут строить несколько основных операторов - Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД», ОАО «МКЖД», ГУП «Московский метрополитен», а также ОАО «Мосинжпроект». По словам Марата Хуснуллина, у города денег на такие проекты нет. Максимум, что могут профинансировать власти, - это освобождение площадок для строительства ТПУ, поэтому операторы будут лишь в роли заказчиков. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов - задача частных инвесторов. В качестве партнеров рассматриваются крупные банки: а также девелоперские компании.

Врачи в нагрузку

Также власти столицы хотели строить детские сады по концессионным соглашениям, однако пока это невозможно, так как в этой сфере еще нет крупных игроков. «Пока идет процесс консолидации. Мы предполагаем, что через 2-3 года такие крупные игроки здесь появятся», - сообщил Максим Решетников.

В столице действует программа аренды недвижимости с взаимными обязательствами. Так, год назад стартовала программа «Доктор рядом», направленная на создание в Москве частной системы здравоохранения. По замыслу властей, предприниматели с лицензией и опытом медицинской работы будут оказывать бесплатную первичную медпомощь. Такие медпункты должны стать альтернативой перегруженным поликлиникам. В феврале 2014 года городской департамент имущества подобрал первые восемь помещений под мини-клиники на первых этажах домов в жилых районах. За них правительство Москвы установило чисто символическую арендную плату - 1 рубль за кв. метр в год.

Еще один яркий пример ГЧП в медицинской сфере - городская клиническая больница № 63. «В результате реконструкции в Москве появится совершенно уникальный для города и России в целом многоплановый медицинский центр», - отметил Максим Решетников. Согласно условиям конкурса, концессионер будет предоставлять от 20 до 40% от общего количества медицинских услуг по тарифам ОМС.

ВЕРИМ В ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

В интервью ИТАР-ТАСС Николаус Кнауф, владелец компании КНАУФ, привел экономические показатели работы группы в России и оценил инвестиционный климат в стране. По его словам, оборот компании в России составил в 2013 году 1,3 млрд долларов. «За 20 лет деятельности на российском рынке КНАУФ инвестировал более 1,3 млрд долларов в строительство новых и модернизацию существующих заводов», - добавил он.

Николаус Кнауф высоко оценивает инвестиционные перспективы России: «Инвестиционный климат для крупных инвестиций по-прежнему позитивный. У муниципальных образований и областей имеется большой интерес к расширению существующих и запуску новых производственных мощностей в своих регионах».

По его мнению, шансы на привлечение инвестиций в ближайшие 5-10 лет у России остаются очень высокими. Основной проблемой российской экономики, по мнению Николауса Кнауфа, является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры: «Развитие транспортной инфраструктуры должно быть основной задачей российского правительства на ближайшие 10 лет».