timelapse

Мегаполис надо избавить от вавилонского эффекта

Темы в материале

Столичное правительство в конце февраля приняло Адресную инвестиционную программу (АИП) на 2013 - 2015 годы. Ее бюджет - 1,4 триллиона рублей.

70 процентов этих средств будет направлено на строительство и развитие метрополитена, дорог и других транспортных объектов. Факт отрадный. Но с другой стороны, с увеличением пропускной способности города растет и его человекоемкость.

Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что метро после модернизации сможет перевозить на 1,5 миллиона пассажиров больше. А какие сферы экономики Москвы также требуют вмешательства? Этот вопрос стал темой обсуждения с известным российским экономистом Никитой Кричевским.

— Проблема перенаселенности Москвы — общегосударственная. Главная причина сложившейся ситуации — отсутствие должного понимания, что такое грамотная региональная политика. Процесс регионального развития сейчас требует большего внимания. Кроме того, на московскую ситуацию влияет и исторический фактор. Москва всегда являлась экономическим, социальным и политическим центром страны. Столица притягивает.

— Есть мнение, что в нынешнем положении отчасти повинны прежние городские власти. С одной стороны, строился город для богатых, с другой — поддерживалась социалка. Возникли противоречия...

— На протяжении 20 лет до этого в столице проводилась политика, аффилированная со строительным комплексом. Строители не занимались инфраструктурными преобразованиями, они зарабатывали деньги. Отсюда — безликая застройка, невероятное число бизнес- и торговых центров — к ним и подъехать-то толком невозможно, но они — везде. С одной стороны, прикрывалась строительная вакханалия, с другой — банально распродавалась предназначенная для инфраструктуры земля под возведение недвижимости. Даже проект Третьего транспортного кольца рассматривался в первую очередь не как инфраструктурный, а как бизнес-проект. В итоге сегодня Москва — в транспортном, а значит, и логистическом коллапсе. И это состояние будет сложно преодолевать.

— Какие решения, на ваш взгляд, существуют?

— Пропускная способность основных магистралей практически исчерпана. Сам факт, что новое московское правительство предпринимает шаги к увеличению пропускной способности города, вызывает уважение. До этого были исключительно слова, помпа. Сейчас же наметились реальные дела. Но не надо все взваливать на столичные власти. Им одним не под силу избавить Москву от вавилонского столпотворения. На системном уровне проблемы города можно решить только путем разработки и реализации федеральной программы регионального развития. Сегодня Москва — единственная точка на карте России, где можно вытащить свой счастливый лотерейный билет, то есть иметь перспективы личного развития и достойную компенсацию за труд. А ведь аналогичные шансы должны быть на всей территории страны.

— А по-вашему, попытка столичных чиновников заставить граждан уплачивать налог за сдачу жилья внаем не отразится косвенно на снижении потока приезжих? Жилье подорожает, иногородний лишний раз подумает, стоит ли ему пытать счастья за такие деньги.

— Цены не изменятся, ведь рынок аренды жилья сложился. Кроме того, есть способы уйти от налогов. Самый распространенный — заключают договор аренды на значительно меньшую сумму. Трешку сдают за 2 тысячи рублей.

— А все-таки у нас, москвичей, есть какие-то надежды, что наш город станет комфортным и приятным для жизни?

— К чести правительства Сергея Собянина, оно понимает разницу между настоящей экономикой и базаром, а также отдает себе отчет в том, что российские и глобальные экономические тенденции подразумевают принятие долгосрочных инвестиционных программ. Кроме того, наконец мы приходим к пониманию того, что государство, в данном случае московская власть, в экономике должно присутствовать обязательно. Но, повторюсь, пока в стране не будет современной региональной политики, пока другие города России не станут соперничать по привлекательности со столицей, Москва будет жить в стрессе.

СПРАВКА

Никита Кричевский — профессор, доктор экономических наук, специалист в сфере государственного управления экономикой, финансами, риск-менеджментом и социальным обеспечением. Автор свыше 200 научных и публицистических статей.