timelapse

Метро будущего: ар-деко, ар-нуво и палаты старой Москвы

Темы в материале

Прошедший год можно назвать одним из самых динамичных в истории развития Московского метрополитена: были построены 16,3 километра пути и открыты для пассажиров 8 станций. И власти не намерены снижать взятый темп.

В 2017 году планируется построить еще 18 станций. Метро придет в Солнцево, Ховрино, Лихоборы. Современные поезда побегут под землей там, куда раньше приходилось добираться на перекладных, наземным транспортом. При столь значительных объемах работы проектировщики умудряются не лепить однотипные станции, а находить для каждой станции индивидуальное решение: «Солнцево» зальют светом, «Селигерская» будет напоминать парижские станции, а «Рассказовка» — большую библиотеку. Единым оператором программы развития Московского метрополитена выступает компания «Мосинжпроект».

— Задача этого года — продление Люблинско-Дмитровской линии, пока до станции «Селигерская», — говорит глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. — Скорее всего, ветка уйдет и дальше, к МКАД, к платформе Лианозово, где мы присмотрели место. На 95% готов участок от «Петровского парка» до «Делового центра». Через пару месяцев там уже пойдут поезда. Главная задача — развернуть полноценное строительство на всех участках ТПК. Мы будем продлевать участок Калининско-Солнцевской линии до «Рассказовки». Она сама готова уже на 85%. Со строительством промежуточных станций надо поднапрячься, но нет сомнений, что они будут закончены.

Замоскворецкая линия

Станция «Ховрино» должна стать конечной на северном участке зеленой ветки. Она расположится с западной стороны улицы Дыбенко, рядом с домами 34–38. Для москвичей одноименного района появление метро станет решением существующей транспортной проблемы: из 140 тысяч человек, проживающих в Ховрине и Левобережном, 112 тысяч окажутся в зоне пешеходной доступности скоростного транспорта. Время поездки в центр города сократится на 20 минут; на 3 километра меньше придется ехать жителям Химок, Долгопрудного и других городов, чтобы спуститься в подземку.

Станция будет иметь два вестибюля, в которых для маломобильных пассажиров предусмотрены лифты. А вестибюль №2 для спуска и подъема из пешеходного перехода в кассовый зал оборудуют платформами вертикально-горизонтального перемещения. Зал станции будет выполнен в спокойных бежевых тонах. Предполагается, что ежедневно станцией «Ховрино» будут пользоваться 130 тысяч человек, а в будущем загрузка станции увеличится до 150 тысяч. Также в планах городских властей построить на перегоне «Ховрино» — «Речной вокзал» еще одну станцию — «Беломорскую», задел под платформу и вестибюли которой уже созданы.

Калининско-Солнцевская линия

Все внимание в 2017 году к себе притянет Калининско-Солнцевская линия: ветка вырастет сразу на 10 станций. Они решат большую задачу: метро придет в Солнцево, Ново-Переделкино и поселение Внуковское. Что это даст? Во-первых, из 600 тысяч жителей множества поселений юго-запада столицы более половины получат метро в пешеходной доступности. А значит, уменьшится количество машин на дорогах, и загрузка общественным наземным транспортом Мичуринского проспекта и Боровского шоссе снизится на 15–20%.

Кроме того, в дальнейшем появится возможность продлить линию от тупиков за станцией «Рассказовка» вдоль Боровского шоссе к аэропорту «Внуково». Тогда до аэропорта можно будет добраться, не выходя из подземки.

В перспективе планируется создать диаметральную Калининско-Солнцевскую линию, которая соединит восточные, центральные и юго-западные районы города.

Мы уже не раз писали о станциях «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская», которые расположатся после «Парка Победы» на желтой ветке. Расскажем о станциях, которые появятся если не со дня на день, то в самой ближайшей перспективе.

Станция «Очаково» расположится в районе Очаково-Матвеевское, вдоль Мичуринского проспекта, у пересечения с Никулинской улицей. Станция будет иметь два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Мичуринского проспекта. Юго-западный вестибюль выйдет на северную сторону проспекта в направлении остановок наземного транспорта на Озерной площади. Зал станции выполнят в светлых тонах, колонны украсят изображениями кувшинок и стрекоз.

Завершено строительство железобетонных конструкций платформенной части, вот-вот начнется отделка платформ гранитным камнем. Выполнена проходка обоих перегонных тоннелей — как в сторону станции «Мичуринский проспект», так и в сторону станции «Говорово».

«Говорово» построят с южной стороны Боровского шоссе, на территории поселения Московский между Центральным проездом и улицей 50 лет Октября. Всего в поселении живут 35 тысяч человек, порядка 20 тысяч из них смогут добираться до подземки пешком. Общее время поездок для жителей Московского снизится на 20–40 минут: раньше, чтобы попасть в столицу, им приходилось добираться до ближайшей станции «Юго-Западная» Сокольнической линии.

Станция будет иметь два вестибюля. Восточный — с выходом к улице Татьянин Парк, западный — у пересечения Боровского шоссе и улицы 50 лет Октября. Внутреннюю отделку выполнят в строгом черно-белом стиле с футуристичными квадратами на потолке. Планируется, что в утренние и вечерние часы пик «Говорово» смогут воспользоваться почти семь тысяч человек.

Следующей станет станция «Солнцево» (мелкого заложения) на территории одноименного района Западного округа. Она будет расположена вдоль улицы Богданова, у примыкания к ней Попутной улицы. Добраться до метро пешком смогут 40 тысяч жителей района.

Станция будет иметь два подземных вестибюля и выходы через пешеходные переходы на улицы Богданова и Попутную. Особенно интересной задумана внутренняя отделка. Авторы проекта хотели создать ощущение солнечного света, которого порой так не хватает в столице. Образ солнечных лучей воплощен с помощью светящихся отверстий в стенах и потолке. На самой платформе солнечные брызги создаются отражением искусственных источников света. В стенах и крыше входных павильонов предусмотрены отверстия, через которые в вестибюли станции будет проникать естественный свет. Сами же павильоны планируется построить в виде стеклянных призм, в качестве примера формы был взят дом с двухскатной крышей — архетип русской архитектуры.

Еще южнее, в районе Ново-Переделкино, на пересечении дублера Боровского шоссе и Приречной улицы, построят станцию «Боровское шоссе». Пользоваться ею смогут как жители Солнцева, так и жители Ново-Переделкина. «Боровское шоссе» — станция мелкого заложения, будет иметь два подземных вестибюля и выходы к Приречной улице и домам 7-го микрорайона Солнцева. Освещение на платформе напомнит городские фонари, а насечки на потолке будут похожи на шоссе после дождя. Светильники же покажутся пассажирам летящими на большой скорости автомобилями.

Чего в подземке еще не было? Палат и теремов старой Москвы! Росписи в виде травяных орнаментов на светильниках, световые короба, напоминающие своды старинных покоев, мягкий свет, разливающийся по залу... Так, по мнению авторов проекта, должна выглядеть станция Калининско-Солнцевской линии «Новопеределкино». Она задумывалась еще в 1973 году в составе Арбатско-Покровской линии, которую планировалось провести в Солнцево. На 20 лет о планах забыли, и уже в начале 2000-х предполагалось, что в Ново-Переделкино и Солнцево придет легкое метро. Со временем поменялись и эти планы.

Станция «Новопеределкино» появится под Боровским шоссе, у пересечения его с улицей Шолохова в одноименном районе Западного округа. В нем проживают около 119 тысяч человек — 45 тысяч из них смогут добираться до метро пешком. До того, чтобы попасть в подземку, москвичам приходилось пользоваться станциями «Юго-Западная» и «Проспект Вернадского». «Новопеределкино» будет иметь выходы через подземные переходы на обе стороны Боровского шоссе и улицу Шолохова.

Конечной станцией существующей Калининско-Солнцевской линии станет «Рассказовка». Ее построят в поселении Внуковское Новомосковского округа, с северной стороны Боровского шоссе. Вместе со станцией откроется транспортно-пересадочный узел: добираться до метро будет удобнее жителям всех прилегающих районов. Предполагается, что сначала станцией будут пользоваться около 9,2 тысячи человек в часы пик. Спустя несколько лет эта цифра может возрасти до 25 тысяч. По прогнозам, к 2030 году в сутки на станции будет уже 210 тысяч пассажиров — сравнимо с загрузкой центральных станций.

Дизайн станции напоминает стиль ар-деко: красные колонны в сочетании с черно-белым полом. И в то же время это читальный зал библиотеки: колонны задекорированы под шкафы-картотеку. На лицевых частях «шкафов», по проекту, будут QR-коды. Путевые стены декорируют панелями в виде корешков книг: хочешь — читай, хочешь — рассказывай.

Люблинско-Дмитровская линия

Будет развиваться и Люблинско-Дмитровская линия. Следующей после открытой в 2016 году «Петровско-Разумовской» станет станция «Окружная». Станция будет расположена на пересечении Локомотивного и 3-го Нижнелихоборского проездов и образует новый пересадочный узел с одноименными платформами МЦК и Савеловского направления Московской железной дороги.

«Окружная» имеет важное значение для жителей севера столицы. Ее открытие снимет часть нагрузки с соседней Серпуховско-Тимирязевской линии метро и снизит автомобильную нагрузку на Дмитровское шоссе. Как результат — меньше пробок и чище воздух.

Станция будет выполнена в одном стиле с предыдущими станциями Люблинско-Дмитровской линии: основной зал будут огибать арки, создающие ощущение космического или футуристического дизайна. В сутки «Окружной» смогут воспользоваться около 97 тысяч человек.

...Сводчатые потолки в кассовых залах, голубые полупрозрачные витражи и платформа из белого кирпича. В Москве появится своя станция в стиле ар-нуво, как в парижском метро. Речь идет о «Селигерской», которая откроется сразу за станцией «Окружная». Это одна из самых долгожданных станций в Москве: впервые на перспективной схеме метро она появилась еще в 1965 году, а земляные работы были начаты в 1978–1979 годах. Через два года работы остановили, продолжить их мешали различные технические трудности. И вот наконец жители Бескудникова и Западного Дегунина могут вздохнуть с облегчением: в этом году метро к ним точно придет. Появление станции именно в этом месте снизит нагрузку на Дмитровское и Коровинское шоссе — вместо пробок там автомобилисты смогут выбрать быстрое и удобное метро. Станция будет иметь два выхода на оба шоссе. Ею смогут воспользоваться до 100 тысяч человек в сутки.

Самой удаленной от центра города станцией глубокого заложения станут «Верхние Лихоборы». Платформа будет расположена на пересечении Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара и иметь выходы к ним и к Дубининской улице. Пользоваться станцией смогут 150 тысяч жителей Бескудниковского района и Западного Дегунина. Станция образует транспортный узел с платформой НАТИ Ленинградского направления и станцией «Лихоборы» МЦК.

Третий пересадочный контур

Московское метро растет не по дням, а по часам. Ветки дотянулись уже до районов за пределами столицы, и остро встал вопрос о строительстве новой кольцевой линии. Вторым кольцом, открытым в прошлом году, стало по сути МЦК. А теперь к запуску готовятся участки Третьего пересадочного контура — ветки, которая поперечно соединит удаленные станции и позволит горожанам пересаживаться с линии на линию, не совершая поездок в центр года.

Началом ТПК станет участок от станции «Нижняя Масловка» до станции «Деловой центр». С его открытием улучшится транспортное обслуживание Хорошевского, Тимирязевского, Савеловского, Пресненского районов и района Аэропорт — за счет новой беспересадочной линии, которая их соединит. В тот же момент это снизит нагрузку на уже существующие ветки — Замоскворецкую, Серпуховско-Тимирязевскую и одну из самых популярных у москвичей — Таганско-Краснопресненскую.

Районы Аэропорт и Динамо пользуются у москвичей большой популярностью: рядом находятся Белорусский вокзал и множество офисных центров. Имеющимся станциям сложно справляться с потоком пассажиров. Тем более что северной частью зеленой ветки пользуются и жители северо-западных районов Подмосковья, приезжающие в столицу на работу. Чтобы разгрузить существующие станции подземки, близ реконструируемого стадиона «Динамо» и Петровского парка появится станция «Петровский парк», на которую можно будет пересесть с Замоскворецкой линии. Станция будет иметь два подземных вестибюля. Один — рядом с существующим вестибюлем станции «Динамо» с выходом на Ленинградский проспект и в существующий переход под проспектом. Другой — вдоль Петровско-Разумовской аллеи с выходом к существующему торговому центру и остановкам наземного транспорта. В сутки станцией смогут воспользоваться более 245 тысяч человек. Оформление платформы будет типовым, как и у других станций первой очереди ТПК. Главное отличие — в деталях. Станцию оформят в зеленой гамме, по цвету ветки, на которую будет осуществляться пересадка.

Подарок всем спортивным болельщикам: добираться до крупнейшего спортивного объекта Москвы, Дворца спорта «Мегаспорт», станет удобнее. В этом году близ него откроется станция ТПК «ЦСКА». Она будет иметь два выхода — один к Ледовому дворцу, а другой — к парку «Ходынское поле». Сама же станция расположится на территории парка, на месте центрального аэродрома имени Фрунзе, между Ходынским бульваром и заброшенной взлетно-посадочной полосой. В сутки «ЦСКА» сможет перевозить около 120 тысяч человек. Наземные вестибюли станции выполнены в стиле ландшафтно-парковой архитектуры: они похожи на приподнятые участки земли. Внутри станция отделана черно-белым мрамором с яркими цветными вставками на спортивную тематику.

Таганско-Краснопресненская ветка печально известна перегрузками и большим пассажиропотоком. Исправить сложившуюся ситуацию может станция «Хорошевская», которая появится на Хорошевском шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной, и будет иметь переход на фиолетовую ветку. Пользоваться ею смогут не только жители близлежащих домов, но и москвичи из соседнего района Хорошево-Мневники. Для удобства пассажиров вблизи станции появится перехватывающая парковка: подъехал к метро, оставил машину и забыл о пробках. Кроме того, с «Хорошевской» можно будет пересесть на станцию «Хорошево» МЦК, которая находится недалеко. Сама же платформа будет оформлена в фиолетовой гамме, по цвету Таганско-Краснопресненской линии.

Еще одна станция, которая разгрузит фиолетовую ветку, — «Шелепиха». Она расположится на Шелепихинском шоссе, к северу от Шмитовского проезда (недалеко от станции метро «Улица 1905 года» метро и «Шелепихи» МЦК). Из двух подземных вестибюлей станции можно будет выйти к остановкам автобусов и троллейбусов, а также к железнодорожной станции, по которой идут электрички в сторону Белорусского вокзала. «Шелепиха» — станция мелкого заложения. По оформлению она будет светлой, отделанной белым и желтым мрамором.

Спасением для всех, кто часто бывает в Москва-Сити, станет новая станция «Деловой центр». Она позволит добираться сюда жителям Хорошево-Мневников, Савеловского и Хорошевского районов, минуя центр города. А прямо из вестибюля пассажиры смогут попасть в торгово-развлекательный центр «Афимолл» на территории Москва-Сити. Кроме того, со станции можно будет пересесть на платформу «Выставочная» Филевской линии и «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии.

На станции будут установлены прозрачные перегородки, отделяющие платформу от пространства, где движутся поезда. В проекте также предусмотрены лифты для маломобильных групп пассажиров. Станция будет светлой и воздушной: она выполнена в белых и голубых тонах, над платформой будут световые продольные ниши, которые зрительно разобьют станцию на разные функциональные зоны.

Анна Сергеева