timelapse

Развитие Москвы: итоги шести лет

Темы в материале

Современная Москва входит в число наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира. Шесть лет подряд столичные власти отчитываются перед мировым сообществом на Московском урбанистическом форуме, делятся решениями реальных проблем российского мегаполиса и перенимают удачный опыт других стран.

Важно, что столица России не только учитывает успешную практику развития мегаполисов, но и сама формирует мировые тенденции градостроительства.

 

Цитата
«Москва, Московская агломерация является крупнейшим строителем в России и мире. Мы учитываем и сами формируем мировые градостроительные тенденции, поэтому и проводим такие мероприятия, как Московский урбанистический форум», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Изменения, произошедшие за последние годы в Москве, можно назвать реновацией всех отраслей городского развития.

«Для нас, представителей команды мэра Сергея Собянина, реновация - это устранение разрыва между Москвой и другими мегаполисами в части формирования комфортной городской среды. Это инструмент увеличения возможностей, наделение свободой каждого москвича, повышение его конкурентоспособности как горожанина, капитализация его городского и столичного статуса», - подчеркнул М. Хуснуллин. 

По темпам строительства улично-дорожной сети и развитию рельсового транспорта Москва значительно опережает большинство мегаполисов.

По данным международного агентства TomTom (рейтинг признан самым авторитетным в мире), загрузка дорог в Москве за последние 4 года снизилась на треть - с 66% до 44%, а среднее время в пути по данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД) сократилось на 5 минут. Это один из лучших результатов в мире.

 

Метро и МЦК

Московская подземка в 2011-2016 годах увеличилась на 101 километр и 55 станций. То есть за 6 лет протяженность столичного метрополитена выросла на 30%. При этом около 44% пассажиропотока общественного транспорта Москвы приходится на метро.

В сентябре 2016 года в столице запустили Московское центральное кольцо (МЦК) длиной 54 км. Оно стало фактически новой кольцевой наземной линией метро. МЦК снизило загруженность отдельных линий и станций подземки на 15-20% и сократило время в пути для пассажиров.

Дальнейшее развитие МЦК и метро увеличит количество пересадок и новых маршрутов по Москве еще на 20%.

 

Цитата
«Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу кардинально переосмыслить концепцию развития транспортной системы столицы, создать единую интегрированную сеть с повышенной пропускной способностью и высоким уровнем комфорта, сформированным на базе современных технологий», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Кроме того, МЦК дало возможность проводить реорганизацию прилегающих к кольцу заброшенных промзон. Это более 10 тысяч га, не вовлеченных в жизнь города. Потенциал застройки таких территорий - около 2 млн кв. м недвижимости с созданием 40 тысяч рабочих мест.

Третий пересадочный контур метро

Третий пересадочный контур (ТПК) или второе кольцо московского метро - один из наиболее масштабных проектов российской столицы.

 

 

ТПК поможет сэкономить пассажирам до 30 минут на каждой поездке. Например, от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской» вместо нынешних 40 минут можно будет добраться всего за 18-20. Путь от «Калужской» до «Севастопольской» вместо 35 минут займет лишь 10. Столько же времени понадобится на дорогу от «Сокольников» до «Рубцовской».

Первые пять станций ТПК - «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк» откроют уже в этом году. Полностью замкнуть кольцо планируется после 2020-го.

Дороги

В Москве завершается создание нового транспортного кольца длиной около 232 км, которое сформируют Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада. Оно свяжет в единую систему вылетные магистрали, Третье транспортное кольцо, МКАД и улично-дорожную сеть районов с выездами на МЦК и ТПК.

Это самый масштабный улично-дорожный проект в городе.

За последние шесть лет длина дорог в Москве выросла на 12,5%, количество транспортных сооружений - мостовтоннелей, эстакад - на 26%. Кроме того, в ближайшие три года в столице планируется построить еще 475 км дорог, 103 транспортных сооружения и 63 внеуличных пешеходных перехода.

 

Железная дорога

За шесть лет в Москве построено и реконструировано 169 км железнодорожных линий. Новые пути позволят запустить дополнительные пригородные поезда и междугородные экспрессы.

В перспективе Москва намерена удвоить объем рельсового транспорта.

 

Транспортно-пересадочные узлы 

Связать в единую систему все транспортные артерии города помогут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

В Москве построят 169 капитальных ТПУ, 55 из них будут созданы на строящихся станциях метро за счет Адресной инвестиционной программы.

Транспортно-пересадочные узлы проектируются и строятся так, чтобы пассажирам было удобно пересаживаться на разные виды транспорта. Крытые переходы и галереи защитят пешеходов от дождя, холода и других неблагоприятных погодных явлений. Такой принцип пересадки получил название «сухие ноги».

 

Социальная инфраструктура

Статус столицы и мегаполиса требует особого уровня качества государственных услуг, в первую очередь образовательных и медицинских.

За 2017-2019 годы в Москве введут 143 объекта образования, 79 объектов здравоохранения и 35 объектов культуры. Треть из них построят инвесторы.

В столице наблюдается стабильный рост строительства торговых центров. В 2016 году началось снижение доли свободных торговых помещений, расположенных на первых этажах зданий. Это говорит о востребованности этого формата в новых инвестиционных проектах.

По уровню обеспеченности офисными площадями Москва опережает большинство городов мира.

 

Жилье

За 6 лет в Москве введено 50 млн «квадратов» недвижимости, в том числе 20 млн кв. м жилья. Это 12% от всего существующего в городе жилого фонда.

1 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о реновации жилого фонда. Перед московским правительством стоит задача не только не допустить массового появления аварийного жилья, но и сформировать городскую среду принципиально нового качества.

При разработке программы реновации столичные власти учли как международный опыт, так и собственную практику по расселению пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения.

Программа сноса пятиэтажек была принята еще в конце 1990-х годов. В нее вошли 1722 дома. Благодаря этой программе в новые квартиры переехали более 160 тысяч семей. По данным на 1 августа 2017 года, осталось снести 51 дом из «первой программы сноса».

Новая программа реновации будет масштабнее предыдущей. В нее могут войти около 5 тыс. домов, это 400 тыс. квартир площадью порядка 15 млн кв. м. Новые квартиры получит 1 млн человек.

 

Цитата
«Мэр Москвы Сергей Собянин заявил абсолютно новые стандарты проектирования, призванные создать новый уровень комфорта проживания: квартальная застройка с современными планировочными решениями, разработанными лучшими архитекторами России и мира, качественная городская среда с высоким уровнем озеленения и благоустройства, высокая энергоэффективность домов и квартир», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Промзоны

Сегодня на территории старой Москвы расположено 208 промышленных зон площадью 18,8 тыс. га. Почти пятая их часть подлежит полной реорганизации.

После преобразования там появятся новые благоустроенные общественные центры, рабочие места, жилье и инфраструктура.

«Реновация промышленных зон - острая необходимость, важнейший градостроительный проект возвращения москвичам депрессивных территорий, расположенных фактически в центре столицы», - сказал М. Хуснуллин.

Крупнейшим проектом комплексного развития является реорганизация промзоны ЗИЛ. Территория бывшего завода им. Лихачева превращается в современный многофункциональный район, соответствующий мировым стандартам.

Планируется, что здесь будут проживать 76 тысяч человек. Для них будет создано 65 тысяч рабочих мест.

Еще один успешный пример реновации - территория бывшего аэродрома Тушино. Здесь построили станцию метро «Спартак» и эстакады на Волоколамском шоссе. В будущем создадут спортивный кластер, центром которого станет введенный в 2017 году стадион «Открытие арена» для футбольного клуба «Спартак».

Проживать на этой территории смогут 28 тысяч человек и еще 19 тысяч - работать.

 

Парки

80 парковых зон создано за прошедшие шесть лет в Москве. В планах на 2017-2019 годы - построить еще столько же.

Благодаря строительству новых очистных сооружений улучшится экологическая ситуация Москвы-реки.  Сейчас около нее возводятся два парка мирового уровня.

 

 

Рядом с Кремлем в этом году откроется уникальный парк «Зарядье», в основу которого заложен ландшафтный урбанизм. 

На территории Нагатинской поймы появится крупнейший в Европе крытый парк развлечений «Остров мечты». Ежегодно его смогут посещать 4 млн человек.

Вместе с тем, Москва активно благоустраивает улицы. До 2012 года пешеходным был только Арбат, а теперь таких улиц и общественных пространств уже 203.

 

Новая Москва

Пять лет назад столица увеличила свою территорию почти в 2,5 раза за счет присоединения юго-западной части Московской области. 

С момента присоединения на этих землях - в Троицком и Новомосковском округах (ТИНАО) - построено более 11 млн кв. м недвижимостиЖилые дома обеспечиваются социальной инфраструктурой в полном объеме. Прирост населения составил около 100 тыс. человек.

 

В прошлом году на новые территории пришло метро: открылись первые станции - «Румянцево» и «Саларьево». К 2035 году в ТиНАО планируется построить 65 км линий и более 20 станций подземки.

К 2018 году в Новой Москве построят и реконструируют 14 автомобильных дорог длиной около 137 км.

«Сегодня мы можем уверенно сказать, что проект «Большая Москва» или «Новая Москва» успешно состоялся», - заявил М. Хуснуллин.

 

Спортивные объекты

С 2011 по 2017 года в Москве построено 68 спортивных объектов. В 2014 году завершено строительство стадиона международного уровня «Открытие Арена». В 2017 году он принял на своем поле матчи Кубка Конфедераций.

В 2016 году построен еще один стадион международного уровня - «ЦСКА».

В начале июня 2017 года введена в эксплуатацию Большая спортивная арена «Лужники». В следующем году здесь состоятся матч открытия, три матча группового этапа, матч 1/8 финала, полуфинал и финал чемпионата мира по футболу.

В ближайшее время завершится реконструкция еще одного крупного стадиона - «Динамо».

***

Помимо решения масштабных проблем мегаполиса - строительства жилья, расширения транспортных сетей и других - Москва не забывает и о локальных вопросах.

Так, с 2011 года благоустроено 24,5 тыс. московских дворов. Значительно возросло и количество благоустроенных парковых зон. Сегодня 436 территорий открыты для отдыха, занятий спортом и прогулок. На улицах Москвы в открытом доступе функционирует более 12 тысяч Wi-Fi точек. Интернетом можно пользоваться в поездах, метро и автобусах.

Большое количество камер видеонаблюдения, размещенных по всему городу, позволяет предотвращать правонарушения и облегчать расследования. Все это напрямую влияет на безопасность жителей города.

Москва становится не просто привлекательным, но и комфортным, безопасным, удобным для жизни мегаполисом со своей яркой индивидуальностью и грандиозными планами на будущее.

 

Алеся Чернявская