timelapse

Москва под землей: зачем развивать столичное метро

Темы в материале

Представить себе российскую столицу без разветвленной сети подземных транспортных путей невозможно: ежегодно 2,5 млрд пассажиров пользуются метро в Москве. Сегодня московская подземка это транспортная система из 346 км линий и 206 станций.

Только за последние семь лет в Москве появились 24 новые станции и почти 50 км линий метро. Однако столичная подземка еще испытывает значительные перегрузки в часы пик. По мнению экспертов, городу не хватает 140-150 км подземных транспортных магистралей, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.

Московское метро бьет рекорды

При этом уже сейчас московский метрополитен бьет мировые рекорды, занимая 3-е место в рейтинге лучших транспортных систем мира и лидируя по таким показателям, как скорость движения поездов - 90 км/час и самый короткий интервал движения между составами - 90 секунд.

«Учитывая объем пассажирских перевозок на 1 километр линий, московское метро работает в гораздо более сложных условиях по сравнению с другими мировыми столицами. Я бы поставил наш метрополитен на первое место, потому что таких показателей мы не встретим ни в одном мегаполисе», - рассказывает руководитель НПО «Транспорта и дорог» Института Генплана Москвы Игорь Бахирев.

По данным Института Генплана, среди актуальных проблем столичной подземки - перегруженность практически всех пересадочных узлов на кольцевой линии и внутри «кольца». Также в часы пик работают на пределе пропускной способности «популярные» станции, имеющие только один выход, - например, «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Новокузнецкая», «Семеновская».

Чтобы решить эти проблемы, до 2020 года метростроители проложат более 100 км линий и построят еще порядка 50 новых станций.

Для горожан откроется Второе кольцо метро - Третий пересадочный контур, который пересечет все существующие линии. Калининско-Солнцевская ветка  превратится из двух радиальных в диаметральную и дойдет до Новой Москвы.

 

Сокольническая также протянется вглубь присоединенных территорий. Будет построена новая Кожуховская линия в отдаленный район Некрасовка, чтобы разгрузить Таганско-Краснопресненскую ветку.

 

Станции на Кожуховской линии метро напомнят о трудовых подвигах и истории Средней Азии (фотолента)

 

 

 

    Планы на будущее

Однако, по мнению эксперта, несмотря на интенсивное строительство и ввод новых линий, развитие московского метрополитена пока отстает от потребностей города.

«Для нас, транспортников, основная задача заключается в обеспечении не годовых, а критических перевозок в часы пик. Сегодня в утренние и вечерние часы пассажиропоток в метро достигает 2 млн человек в час», - отмечает И. Бахирев.

У градостроителей есть норма комфортного передвижения пассажиров в метро: высчитывается количество стоящих людей на 1 кв. метр свободной части пола в вагоне. Этот показатель не должен превышать 4,5 человека на кв. метр. Однако в часы пик на некоторых особо перегруженных линиях московского метро эта цифра вырастает до 6,8 человек на 1 кв. метр.

Именно московская подземка принимает на себя колоссальный поток людей, которые ежедневно едут из подмосковных населенных пунктов в столицу на работу. По оценкам Института Генплана Москвы, сегодня около 1,4 млн человек каждый день въезжает с территорий за пределами МКАД в город по трудовым целям.

 

Для решения таких масштабных инфраструктурных задач была разработана программа развития Московского транспортного узла, в которой объединяются системы общественного транспорта Москвы и области.

«В программе мы установили три приоритета - пассажирского транспорта перед грузовым, общественного перед личным, рельсового перед автомобильным», - поясняет И. Бахирев.

Но у градостроителей есть и более глобальные планы. Предполагается, что к 2035 году длина линий московской подземки достигнет 670 км. Это обеспечит комфортную доступность метро для большей части города, включая Новую Москву и Подмосковье, и позволит обслуживать 1 млн человек дополнительно.

«Появятся линии, которые будут выходить в Московскую область. Это будет экспресс-метрополитен с более длинными перегонами для обеспечения большего объема пассажирских перевозок. И он будет вписан в ту систему московского метро, которая формируется сейчас», - поделился И. Бахирев.

 

Свет, цвет и потолки на станциях Люблинско-Дмитровской линии (фотолента)

 

 

   

     Метро притягивает

Метро - не только наиболее эффективная транспортная система Москвы, но и драйвер развития города. В любом районе с появлением метрополитена меняется экологическая, социально-демографическая и экономическая обстановка.

Проведенный Агентством стратегического развития «Центр» геоинформационный анализ показал, что территории в пешей доступности от станций метро более привлекательны для малого бизнеса и являются точками притяжения деловой активности.

«Появление новых станций метро становится драйвером развития периферийных районов и территорий, отрезанных от города естественными и искусственными барьерами - например, лесом, промзонами, рекой. Это особенно важно для современной Москвы, которая стремится перейти от моноцентричной модели городского развития к полицентричной», - отмечает директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

С точки зрения урбанистики метро - это еще и публичное пространство, место деятельности и интересов горожан. Если это пространство сконструировано правильно, человек чувствует себя в нем комфортно и свободно.

«Метрополитен - это не только общественный транспорт, им интересуются, его любят и ругают. Метро является сферой народного творчества и местом для самых разных форм самовыражения», - подчеркивает эксперт.

Метро российской столицы - одно из самых красивых в мире, и мы будем держать эту марку, говорит заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин

Глава Стройкомплекса поддерживает проведение архитектурных конкурсов на дизайн станций метро. Такие соревнования позволяют привлечь новые интересные идеи в оформлении московского метрополитена.

Впервые конкурс на лучшее оформление станций столичной подземки прошел в 2014 году, когда был разработан дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии.

Позднее были проведены конкурсы на разработку архитектурно-художественной концепции станций «Нижние Мневники» и «Терехово». Сейчас идут соревнования среди архитекторов за право реализовать свой дизайн на станциях Второго кольца «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская».

 

Новый транспортный дизайн 10 станций Калининско-Солнцевской линии (фотолента). Часть 1, часть 2

 

 

Ожидаемый эффект от масштабной программы развития Московского метрополитена в ближайшие четыре года позволит увеличить длину линий до 450 км и 256 станций.

«По завершению намеченных планов по строительству станций и линий, 93% жителей получат метро в шаговой доступности. Сейчас этот показатель составляет 81%», - отмечает Марат Хуснуллин.

Дальность подвоза пассажиров на наземном транспорте к метро сократится с 7-10 км до 2,5 км. А значит, 2,3 млн человек, проживающих в периферийных районах, получат станцию подземки в шаговой доступности от дома.