timelapse

Москвичей ставят на ноги

Темы в материале

Адаптировать город для пешеходов и велосипедистов власти обещают к 2016 году.

Москву хотят перестроить наподобие Копенгагена, Лондона или хотя бы Нью-Йорка - наводнить зеленью, убрать с тротуаров машины, открыть для пешеходного и велосипедного движения. Лучшие архитекторы, урбанисты, проектировщики и дизайнеры должны подсказать городским властям, как из серой, агрессивно-депрессивной среды сделать приветливое и удобное для жизни пространство. На днях в центре современной культуры «Гараж» впервые собрался Совет при Мэре Москвы по развитию общественных пространств.

Чиновники сформулировали запрос, арт-сообщество предложило варианты решений.

Широкие свободные тротуары, уютные островки зелени и аккуратных газонов, дорожки для велосипедного движения, скамеечки и беседки для уставших пешеходов – примерно так выглядят улицы городов, где главными героями жизни считаются обычные люди. Для Москвы подобная картинка пока что утопия. Но так будет не всегда, надеются в Мэрии. С.Собянин является горячим сторонником пешеходного переустройства Москвы. С архитекторами и урбанистами он уже говорит на одном языке – похоже, проблема его не только волнует, но и по-настоящему вдохновляет. В принципе, первые шаги в сторону удобной, комфортной Москвы уже сделаны – проложены первые километры пешеходных зон и велодорожек, очищены и благоустроены городские парки и скверы, идет работа с парковочным пространством. Но до идеала, конечно же, еще очень далеко.

К встрече с арт-сообществом Мэр подготовился основательно: свою точку зрения на гуманизацию городской среды московское Правительство продекларировало сразу в трех вариантах – архитектурном, хозяйственном и культурном.

Соответственно, и выступали главный архитектор Сергей Кузнецов, главный хозяйственник Москвы Петр Бирюков и главный работник культуры Сергей Капков. Всего в Москве выделили порядка 50 туристическо-рекреационных зон, 11 из них обещали обустроить в первую очередь, 29 – во вторую (до 2016 года) и 10 – вплоть до 2025 года. В первую тройку попали Ходынское поле, Молжаниновский район, Зарядье.

Пешеходные дорожки, торренкуры, велодорожки – вся инфраструктура будет формироваться в зависимости от самого вида отдыха, превалирующего на конкретной территории.

В соответствии с отраслевой схемой отдых может быть прогулочным, детским, физкультурно-оздоровительным, культурно-просветительным, отдыхом на воде, музейно-экскурсионным и эколого-просветительским. Для удобства и комфорта отдыхающих вблизи рекреационных мест разместят пункты общественного питания, туалеты, точки сопутствующей торговли. Мест отдыха появится больше, они будут самые разные, и разместятся они по карте Москвы довольно равномерно. Городские власти будут создавать и так называемые «народные парки» – на ближайшее время их запланировано 47 из 150 предложенных. Зеленые зоны будут обустраивать по инициативе самих москвичей, в тех местах, где указали жители.

Что касается промышленных зон, то все их превращать в парк московские власти совсем не собираются. Городу нужны и рабочие места, и собственная экономика. Тем не менее огромную территорию ЗИЛ все-таки переформатируют под развлечения – здесь разместится большая парковая территория с развлекательным центром общегородского доступа. Ощутимые изменения городского пространства, по словам главного архитектора, москвичи почувствуют в полной мере в 2016 году – к этому времени уже должна быть реализована главная часть задуманных проектов.

Что касается хозяйственных перспектив благоустройства, то и здесь москвичей ждет немало новаций.

- Городские власти всерьез занялись освещением дворов и придомовых территорий – на 2013 год запланировано появление 5 тысяч объектов освещения, – поделился с архитекторами Петр Бирюков. – Кроме того, художественно-световое оформление получат фасады зданий и вылетные отремонтированные магистрали. По-новому заиграют фасады 750 исторических зданий, в том числе и домов на пешеходных зонах.

Что касается спортивной инфраструктуры, то ее тоже будут планомерно наращивать. Пока же заммэра отчитался о почти 700 км лыжных трасс (220 км из которых освещенные), о 1534 катках (157 из которых с искусственным льдом и работают с ноября по апрель), о 170 км велодорожек. Весной Бирюков обещал мощный стартап по велопарковкам. Их обещают открыть около 12 тысяч – рядом со станциями метро и у общественно значимых мест. На присоединенных территориях городские власти обустроят четыре парка и один горнолыжный склон. По словам Петра Бирюкова, места под спортивную инфраструктуру уже выделены.

Руководитель Департамента культуры Сергей Капков тоже порадовал слушателей отчетами о достигнутых успехах. Пояснил, что эффективность работы парков столичные власти оценивают по их посещаемости, а она за последний год увеличилась на порядок – с 10 млн до 19 с лишним млн человек. Только в последние зимние каникулы парки посетили три с лишним млн человек – и это не предел. Как известно, этой зимой горожане жаловались, что на катки и горки выстраивались многочасовые очереди – значит, есть куда расти. В новом сезоне Капков обещал паркам новую систему безопасности и разнообразные объекты инфраструктуры.

В саду им. Баумана, «Эрмитаже» и Лианозовском парке появятся детские досуговые центры, в ряде парков будут созданы универсальные спортивные площадки для индивидуальных и массовых занятий. Кроме этого запланировано строительство 3 летних кинотеатров, 2 научно-образовательных центров, 5 скейт-парков (крупнейший в Останкине), футбольное поле, более 30 км велотрасс.

В Северном Тушине появятся зоны отдыха на воде, скейт-парк, спортивные площадки. Преобразится в спортивном плане и парк «Кузьминки».

Кроме парков Департамент культуры вплотную займется пешеходными зонами. Каждый из участков, по словам Капкова, получит собственное тематическое наполнение: Театральная площадь и Камергерский переулок станут местом кафе и ресторанов, Столешников переулок – зоной искусств, площадь перед ЦУМом – зоной «активности». Специалисты по культуре оценят и функциональность первых этажей зданий, выходящих на пешеходные улицы, а также продумают расположение летних террас. «Обживать» будут не только пешеходные зоны, но и прилегающие к ним переулки. Москвичам обещают анимацию в трех режимах – будничном, праздничном и режиме выходного дня. Ближайшие культурные события на пешеходных зонах пройдут уже в марте: с 11 по 18 марта москвичей приглашают посетить фестиваль «Пешком на Масленицу».

- Идет самая масштабная работа по благоустройству за всю историю Москвы, – резюмировал выступления коллег Мэр С.Собянин.

А потом своими идеями поделились архитекторы и дизайнеры.

Довольно амбициозный проект представил Мэру известный архитектор академик Михаил Посохин. Он предложил отдать пешеходам весь Новый Арбат, а автомобильный поток упрятать под землю. С.Собянин назвал предложение архитектора очень футуристическим и красивым, но тактично заметил, что его воплощение может слишком дорого обойтись городскому бюджету.

Главный художник «Первого канала» Дмитрий Ликин предложил концепцию дизайнерского благоустройства Бульварного кольца. Он заметил, что московские бульвары до сих пор очень неоднородны и их туристический, исторический и экскурсионный потенциал далеко не исчерпан.

В числе объектов, которые могли бы существенно оживить и сделать бульвары более комфортными для людей, Дмитрий назвал так называемые убежища – изящные, конструктивно продуманные навесы, которые могут объединять сразу несколько функций – спасать от непогоды, создавать точечное освещение, служить местом для сбора шахматистов. Помимо этого в таких убежищах можно разместить туалеты, которых сегодня городу очень не хватает. В числе интересных предложений архитектора – информационные точки для туристов, где люди могли бы получать необходимые данные об истории города, и небольшие стеллажи, на которых можно разместить фотографии старой Москвы. Причем установить их предлагается именно в тех точках, откуда раньше производилась съемка. Таким образом, людям будет легко сопоставить, какими виды Москвы были раньше и как они выглядят сегодня.

Среди других предложений Дмитрия Ликина – уютные уличные кафе, подземные переходы, которые также необходимо насытить определенным содержанием и функциями, а также небольшие оранжереи круглогодичного цветения, где можно было бы высадить растения, устойчивые к нашим климатическим условиям. Самая утопичная часть проекта – Трубная площадь – напоминает футуристический воздушный мост, соединяющий в единое целое разрозненные точки разных бульваров. Задание технически продуманное и вполне выполнимое, заверил автор.

Старший научный сотрудник института урбанистики, главный редактор интернет- журнала UrbanUrban Егор Коробейников предложил изменить подходы к проектированию дворовых пространств. В Печатниках, Тропареве-Никулине уже появились авторские дворы, не похожие ни на один другой двор в Москве.

- Людям не нравится типовой характер обустройства, то, что все везде одинаковое. У людей нет уникального пространства, с которым они себя связывают. Жители часто не доверяют проектам, которые спускаются «сверху». Они сами хотят принимать участие в обустройстве дворов.

Обустройство дворовых территорий – большая работа, на которую уже потрачено огромное количество средств. Но все дворы делаются для среднестатистического москвича. Егор Коробейников считает, что необходимо согласовывать с жителями обустройство их общего пространства.

- Необходимо сначала провести исследование людей, которые живут в близлежащих домах, потом показать им варианты проекта, а уже потом проводить тендер на строительство, – считает архитектор. – Такое отношение к реконструкции дворов поможет создать новую социальную культуру. Люди, которые живут в одном доме, часто не здороваются, не знают друг друга по имени.

Создавая проект двора, архитекторы как раз ищут точки соприкосновения, которые должны объединять людей, помочь им узнать друг друга, подружиться, создавать местные сообщества, которых сейчас нет. Здесь есть возможность проявить себя молодым архитекторам, выпускникам вузов, которые на проектировании дворовых комплексов смогут опробовать свои силы, показать свой талант, проявить новые подходы к архитектуре.

Известный датский архитектор Ян Гейл, сумевший «очеловечить» такие города, как Копенгаген, Мельбурн, Лондон и Нью-Йорк, тоже оказался в числе гостей Совета по развитию общественных пространств. В своей небольшой речи он заметил, что Москву можно изменить, но для этого мало парков и скверов «местного значения». Недостаточно выбираться на природу по выходным, нужно «включать» городское пространство в свой ежедневный распорядок – отказаться от автомобиля для поездок в центр города, больше двигаться, общаться с соседями и прохожими, не бояться длинных расстояний.

- Люди должны больше ходить, больше двигаться, пользоваться велосипедами, и для этого у них должна быть возможность, – заметил Ян Гейл. – Хорошо, конечно, иметь парк по соседству, куда можно выбраться на выходные. Но важно также перестроить всю городскую среду, пересмотреть соотношение транспорта и пешеходов. Менять город можно только вместе с людьми.

Разрывы в линии Бульварного кольца легко устранить с помощью изящных живописных мостов. Один из них, согласно концепции, объединит в общее пространство сразу четыре бульвара – Рождественский, Неглинный, Петровский и Цветной.