timelapse

"Нам не нужны спальные районы"

Темы в материале

Владимир Жидкин о градостроительном потенциале новых территорий.

Департамент развития новых территорий города Москвы - новое подразделение в структуре Комплекса градостроительной политики и строительства столицы. Корреспондент "Московской перспективы" Андрей Мещеряков обратился к его руководителю Владимиру Жидкину с просьбой рассказать о том, что удалось сделать за то время, когда Москва приросла новыми территориями, и какие задачи, в том числе и инвестиционные, предстоит решать в перспективе.

Чем занимался департамент в год своего основания?

– 2012 год был для нашего департамента удачным с точки зрения объемов задач и эффективности решений. На раскачку нам не дали ни дня. Поэтому первым делом мы изучили состояние новых территорий, ознакомились с предложениями о градостроительном развитии Троицкого и Новомосковского административных округов.

Над какими территориальными схемами, кроме Новомосковского и Троицкого округов, департамент планирует работать в 2013 году?

– Новая Москва состоит из 21 поселения, которые ранее входили в состав трех районов Московской области. Выбраны 12 территорий – это так называемые точки роста новой Москвы. Конкретное будущее ряда территорий уже определено, например, поселки Коммунарка и Мосрентген. В Румянцеве запланировано строительство крупных торгово-складских центров. Помимо названных – это Внуково, Рязаново, Троицк, Киевский, Ярцево, Щапово, Вороново, Креново и Рогово. При формировании данных территорий учитывалось наличие незастроенных земельных участков, транспортных магистралей, а также возможность развития инженерной инфраструктуры и близость крупных лесных массивов для создания рекреационных зон – зеленые территории каждого населенного пункта составляют не менее 3 тысяч гектаров. Общая концепция развития точек роста может быть использована как для разработки территориальных схем Новомосковского и Троицкого округов, так и для обновленного Генерального плана Москвы.

Что такое точки роста в практическом смысле?

– Это центры, вокруг которых будет формироваться основная градостроительная активность. Нам не нужны спальные районы. Вместе с жильем должны строиться объекты социальной сферы, объекты, позволяющие создавать новые рабочие места недалеко от мест проживания. Каждый проект мы будем внимательно анализировать именно с точки зрения градостроительной сбалансированности. В новой Москве было выдано свыше 4,8 тысячи разрешений на строительство, причем большая их часть – до 1 июля 2012 года, то есть до официального присоединения этих территорий к Москве.

Существуют ли основные параметры градостроительного развития новой Москвы?

– Предположительно, количество проживающих должно составить от 1,5 до 1,8 млн человек, рабочих мест – около 1 млн, объемы жилья – 40 млн кв. метров и порядка 60 млн кв. метров займут площади нежилого фонда. Понятно, что это цифры долгосрочной перспективы – никто не говорит о том, что новая Москва чуть ли не завтра превратится в огромную стройплощадку.

Сегодня на новых землях возводится и проектируется в основном высотное жилье. Идея малоэтажной застройки забыта?

– Большинство реализуемых сегодня проектов были согласованы подмосковными властями еще до расширения столичных границ. Отказаться от их реализации власти не могут чисто юридически. Малая этажность и малая плотность застройки – это один из десяти главных градостроительных принципов на присоединенных территориях. Он обязательно будет учтен при разработке территориальных схем и Генплана. Этажность в основном будет снижена до 5–6, максимум до 7 этажей. Новое строительство не должно вести к резкому притоку желающих поселиться на новых территориях. Главный риск – возникновение огромного спального района, который загрузит все инфраструктурные объекты.

Расскажите об инвестиционной политике на новых территориях.

– Градостроительные перспективы на присоединенных территориях просто огромные. Однако на средства лишь городского и федерального бюджетов их не осилить. После официального присоединения новых территорий к Москве повысилась капитализация как земельных участков, так и объектов строительства. С инвесторами у нас налажен весьма конструктивный диалог. Они готовы активно участвовать в реализации наших планов. Это касается не только строительства жилья, но и объектов социальной сферы, дорожной и коммунальной инфраструктуры. Ряд крупных инвесторов уже приступили к реализации проектов. В настоящее время на новых территориях заключено 87 инвестиционных контрактов. Из них 55 находятся в стадии строительства, еще 18 – на стадии проектирования. Ряд инвесторов готовы взять на себя обязательства по развитию транспортной инфраструктуры в рамках технопарка «Румянцево». Еще один проект – современный общественно-культурный комплекс «Кольчуга» на участке площадью 17 гектаров.

Кто в первой пятерке застройщиков новой Москвы?

– Если говорить об объемах строительства, то это ОАО «Масштаб» (6 млн кв. метров ), ГК «Абсолют» (2,7 млн кв. метров), ГК ПИК (1,5 млн кв. метров), ООО «Инвесттраст» (1,5 млн кв. метров), ООО «Звезда Газпрома» (1,2 млн кв. метров). По планам, только в нынешнем году на присоединенных территориях будет построен 1 млн кв. метров жилья.

Что будет с селами и садовыми товариществами, которые сохранятся на новой территории?

– Мы поможем дачным и садовым товариществам на новых московских территориях, а также сельским населенным пунктам в части их обеспечения инженерной, коммунальной и дорожной инфраструктурой. Этими проблемами занимается переданное в наше ведение Государственное казенное учреждение «Развитие Московского региона». Поставленная перед нами задача – до 2016 года сделать так, чтобы у жителей сельских населенных пунктов и больших товариществ были электричество, водопровод, хорошие дороги. На эти цели с нынешнего года и заканчивая 2016-м из городского бюджета планируется выделять по миллиарду рублей.

Каким образом дорожное строительство будет увязано с транспортной системой старой Москвы и Московской области?

– Мы прекрасно понимаем, что дорог и коммуникаций должно быть много, а иначе просто бессмысленно говорить о каком-то развитии. Для этого нам нужны коридоры, а точнее, земля, по которой они пойдут. Эти участки будут определены и зарезервированы. Транспортный и инженерный каркас с определением основных коридоров прохождения коммуникаций определит дальнейшую перспективу развития там дорожной инфраструктуры. Сегодня можно вполне определенно говорить о том, что транспортная инфраструктура будет в первую очередь увязываться со строительством Центральной кольцевой автодороги; развитием метрополитена, железнодорожного и других видов транспорта. У руководства Москвы есть четкий план первоочередных и перспективных мер в данном направлении, которые уже реализуются. В самое ближайшее время планируются реконструкция, строительство и проектирование шести автодорог. Среди них Калужское шоссе, автотрасса от Киевского до Калужского шоссе (точнее, от деревни Саларьево до деревни Мамыри), центральная дорога в Коммунарке до выхода в Бутово, Внуковское шоссе на участке от Минского до Боровского шоссе. В новой Москве, по крайней мере, от МКАД до ЦКАД, примерно через каждые 5–7 км необходимо строить четырехполосные поперечные трассы, чтобы автомобилисты могли не выезжать на МКАД. Однако полную картину мы увидим, когда будет подготовлена и утверждена отраслевая транспортная схема, разрабатывающаяся вместе с Генеральным планом.

Как будет развиваться рельсовый пассажирский транспорт?

– Прорабатываются вопросы и по метро, и по дополнительным железнодорожным веткам. Не исключаю также строительства специальных трасс для скоростного автобуса или трамвая. В качестве перспективного транспорта можно рассматривать и монорельс, который эффективно используют многие мегаполисы мира. Здесь главный плюс – под него нужно мало земли. С большой долей определенности можно говорить о том, что на участке Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» в 2014 году планируется построить 7,6 км линий метрополитена со станциями «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево». Две последние станции и транспортно-пересадочный узел будут расположены на новых территориях Москвы.