timelapse

Новые дороги, тоннели, мосты

Темы в материале

В столичной Адресной инвестиционной программе на 2013 год предусмотрено выделение 122,7 млрд рублей на реконструкцию и строительство дорог, сооружение тоннелей, мостов и эстакад. Годом ранее, по данным Департамента строительства Москвы, на эти цели было выделено 75,1 млрд рублей.

Некоторые из запланированных крупных объектов введены в действие. Например, развязку между Ленинградским шоссе и МКАД, которая по госконтракту должна была вступить в строй в марте 2013 года, открыли в конце 2012 года. Даже при беглом осмотре объекта понятно, насколько он сложный и нетиповой. Строителям, например, пришлось возвести 73 мощные опоры. Стоимость развязки составила 5 млрд рублей. Левоповоротная эстакада длиной 1,8 километра позволяет с Ленинградского шоссе выезжать на внешнюю сторону МКАД, а правоповоротная эстакада длиной 300 метров - с Ленинградского шоссе на внутреннюю сторону МКАД. Развязка позволит снизить поток транспорта в область, разгрузить Ленинградское шоссе и кольцевую автодорогу. Как заявил на церемонии открытия Сергей Собянин: "Все ремонтные работы от МКАД до метро "Сокол" закончены. Из Ленинградки выжали все, что могли".

Развязка МКАД с Ленинградским шоссе считается одним из самых тяжелых мест из-за плотного потока транспорта в сторону Шереметьево, Санкт-Петербурга и Прибалтики.

В последние годы ситуация только ухудшалась: из-за запуска "Сапсана" часть грузоперевозок с железной дороги переместилась на автотрассу Москва - Санкт-Петербург. В 2011 году был реконструирован Химкинский мост через канал имени Москвы, количество полос увеличили до десяти, но это не помогло: в час пик все они забивались транспортом, который скапливался перед развязкой. Большая часть потока тормозится на выезде в область, так как шоссе сужается до трех полос. Часть этих автомобилей скапливалась в попытках уйти на внешнюю сторону МКАД через правоповоротный съезд. Теперь они будут заранее подниматься на новую эстакаду, поэтому интенсивность движения снизится.

В целом в Москве в прошедшем году введены 72 километра дорог и 18 искусственных сооружений, что превысило плановые показатели, которые предполагали ввод 48,8 километра дорог и 17 искусственных сооружений. Всего за два года в столице появилось 127 километров новых дорог. Для сравнения: в 2007-2008 годах при общем объеме ввода жилья почти 11 млн кв. метров было построено 15 километров дорог, а двумя годами позже - 10 километров.

В нынешнем году в Москве планируется построить не только полсотни километров автотрасс, но и покончить наконец-то с двумя долгостроями, набившими оскомину у москвичей.

Речь в первую очередь идет об Алабяно-Балтийском тоннеле, одном из самых сложных в инженерном отношении транспортных объектов Москвы длиной 2150 метров, в том числе подземной части - 1565 метров, и максимальной глубиной 29 метров. С вводом тоннеля, похоже, в районе метро "Сокол" будет "развязан" один из самых болезненных транспортных узлов столицы. Стройка на этом одном из самых престижных направлений, ведущем от Кремля к Санкт-Петербургу, идет семь лет, а ее общая стоимость превысила 62 млрд рублей.

Финиширует и еще один долгострой - дорога, связывающая Международный деловой центр "Москва-Сити" и Звенигородское шоссе. И уже в ближайшие месяцы войдет в строй шестиполосный (по три полосы в каждом направлении) тоннель длиной 68 метров на пересечении Варшавского шоссе с улицей Подольских Курсантов. В планах также строительство моста через Москву-реку на западе столицы, реконструкция двух тоннелей 1907 года постройки под Курской железной дорогой, а также прокладка двух дорог через Аннинский лес.

Продолжая решать транспортную проблему, в нынешнем году город введет в строй восемь вылетных магистралей. Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин в предновогоднем интервью "СГ", речь идет о Варшавском, Каширском, Ярославском, Ленинградском, Можайском, Щелковском шоссе, шоссе Энтузиастов и магистрали Балаклавский проспект - Рублевское шоссе.

В частности, на Каширском шоссе завершается реконструкция основного хода и боковых проездов длиной 6,64 километра. Там же заканчивается строительство разворотного тоннеля у МКАД, 18 заездных карманов для общественного транспорта и 5 подземных пешеходных переходов.

На Варшавском шоссе от МКАД до Садового кольца завершается реконструкция основного хода и боковых проездов длиной 9,2 километра, сооружение разворотной эстакады с подходами у МКАД 1,696 километра, 18 заездных карманов для общественного транспорта и двух подземных пешеходных переходов.

Ярославское шоссе после реконструкции станет шире на 8,24 метра. На трассе завершаются строительство новых и реконструкция действующих боковых дорог, устройство двух эстакад. Будут отремонтированы три пешеходных перехода и построено столько же новых, оборудованных лифтовыми подъемниками для удобства граждан с нарушениями опорно-двигательной системы. Основная часть работы уже выполнена: так, с опережением сроков сданы два подземных пешеходных перехода, участок бокового проезда вдоль Ярославского шоссе длиной в 4 километра - от Северянинского моста до МКАД, 14 заездных карманов для общественного транспорта протяженностью 1,2 километра. Срок ввода объекта в эксплуатацию по контракту назначен на август 2013 года.

Реконструкция Ленинградского шоссе от метро "Сокол" до МКАД включает реконструируемый участок дороги - 4,48 километра; 20 заездных карманов на магистрали - 1,62 километра; боковые проезды - 1,77 метра; 6 реконструированных пешеходных переходов.

На участке магистрали, связывающей Рублевское шоссе c Балаклавским проспектом, который включает в себя улицы Обручева, Лобачевского и Аминьевское шоссе, предстоит закончить ремонт почти 19 километров дорожного полотна, в том числе боковых проездов, съездов и прилегающих участков уличной сети. Вдоль дороги протянутся шумозащитные экраны общей протяженностью 3 километра и металлические ограждения. На Мичуринском проспекте, а также в районе Осенней улицы запроектированы эстакады, что позволит обеспечить непрерывный режим движения машин.

В среднем модернизация каждой магистрали обходится бюджету в 8-10 млрд рублей.

Запроектированные и построенные в 1970-е годы и раньше, без поворотных и остановочных карманов, без разгонных полос, почти без дублеров, эти магистрали обрекали москвичей, три четверти которых живут на окраинах, и жителей ближнего Подмосковья, работающих в столице, дважды в день стоять в многочасовых пробках. Теперь, по прогнозам, за счет реконструкции автодорог планируется увеличить их пропускную способность как минимум на 25 процентов.

В работе еще шесть важных транспортных участков: Волгоградского проспекта, Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью, Профсоюзной улицы от МКАД до Ленинского проспекта, Мичуринского проспекта от улицы Косыгина до улицы Федосьино, а также Ленинского проспекта от МКАД до Садового кольца, Волоколамского шоссе. На одном из самых проблемных направлений - шоссе Энтузиастов - работы ведутся на всем 12-километровом участке вплоть до МКАД. Местами дорогу расширят до восьми полос, по четыре в каждом направлении. План реконструкции включает ремонт местных проездов и сооружение одноуровневой развязки на пересечении магистрали со Свободным проспектом и Большим Купавинским проездом. Предполагается соорудить пять пешеходных мостов, а также три подземных пешеходных перехода.

Полностью 19 запланиронанных вылетных магистралей предполагается реконструировать к 2016 году. В целом реализация программы предполагает ремонт 129 километров дорог, свыше 27 километров прилегающих участков улиц и дорог, строительство 100 километров дублеров, организацию 337 километров выделенных полос и 666 заездных карманов для общественного транспорта, создание 9,5 тысячи парковочных мест, а также 59 подземных и 30 надземных переходов и реконструкцию 21 существующего подземного перехода. Кроме того, планируется провести работы на 23 эстакадах протяженностью свыше 10 километров и пяти тоннелях длиной 2 километра.

Десятиполосная МКАД, спасавшая Москву от транзитников последние 15 лет, стала чуть ли не внутригородской трассой. В наступившем году продолжится ее реконструкция - там, где возможно, проложат дублеры, на поворотах создадут дополнительные полосы, почти все улицы, примыкающие к кольцевой автотрассе, получат комфортные развязки. Как отметил Марат Хуснуллин, "к счастью, те люди, которые строили МКАД, заложили красные линии, и есть возможность еще дополнительно строить. За счет этих полос отвода и будем строить дороги-дублеры. По территории Москвы это практически возможно почти на всех участках МКАД. Надо отметить, что Москва все-таки грамотно вела градостроительную политику, не все застроилось торговыми комплексами с внутренней стороны".

Дорожные хорды, соединяющие противоположные концы Москвы через срединную зону, были спроектированы еще по советским генпланам, но на практике превратились в череду улиц, не всегда удобно соединенных, движение по которым осложнено наземными пешеходными переходами, левыми поворотами по светофору. В прошлом году началась разработка проектов планировки этих дорог, чтобы они стали настоящими магистралями. Сейчас строители уже вышли на участки Северо-Западной хорды и Южной рокады. Когда эти работы будут завершены, транспорт сможет быстро и без препятствий покрывать огромные расстояния. По Северо-Западной хорде - от Ярославского шоссе до Сколкова, по Северо-Восточной хорде - от будущей трассы Москва - Санкт-Петербург до развязки МКАД и трассы Вешняки - Люберцы, по Южной рокаде - от Рублевки до Чертанова.

Как заявил "СГ" ведущий научный сотрудник ЦНИИП по градостроительству Александр Стрельников, хорды эффективно снимут транспортное напряжение с МКАД и переведут потоки внутрь городской среды: "Четвертое транспортное кольцо, конечно, было бы полезно, но рокады работают намного эффективнее. Можно сделать проколы железнодорожных насыпей, построить дополнительные мосты над Москвой-рекой и т.д.". По мнению эксперта, Москве жизненно необходимо удвоить плотность дорог. В Европе дорожное полотно занимает 20-25 процентов городской площади, в США - 30-35 процентов, в России - 10 процентов, в Москве - 8,9 процента.

Разумеется, согласно планам московских властей, значительно прирастет в наступившем году и столичное метро, о чем недавно писала "СГ".