timelapse

Оазис на месте помойки?

Темы в материале

Московские промзоны превратят в современные районы. В этом году столичные власти намерены решить судьбу 69 промзон, причем 40 планируется изменить до неузнаваемости, о чем на днях сообщил заммэра Москвы по экономической политике Андрей Шаронов.

Идеальный город только обещают?

На сегодняшний день в столице насчитывается 209 промзон – это примерно 15 тыс. га промышленных территорий, что сопоставимо с площадью Парижа! Вот только пейзаж на многих из них далек от европейского. За бесконечными заборами – полуразрушенные здания, занимаемые фирмами-однодневками, подозрительными складами, дешевыми автосервисами и свалками. Когда же наконец столицу избавят от «ржавого пояса»?

«Сейчас не проходит ни одной недели, чтобы мы не принимали решения по промзонам. Всем, кто готов строить там не только жилье, но и рабочие места в соотношении 50 на 50, мы не отказываем и принимаем решения в ускоренном порядке», – рассказал «АиФ» Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики.

Андрей Шаронов называет такой подход к промышленным территориям «смешанным использованием»: «Там, конечно же, должны быть рабочие места. Само собой – офисы, гостиницы, предприятия. Жилье тоже может быть, но его объем должен оцениваться в зависимости от того, что вокруг территории находится».

Самый грандиозный пример – завод ЗИЛ на юге столицы: на 460 га земли в Нагатинской пойме до 2030 года запланировано строительство 1,5 млн кв. м жилья, более 2 млн кв. м коммерческой недвижимости и «культурных» объектов, 947 тыс. кв. м офисов, парк развлечений и спорткомплекс. Здесь появится более десятка новых улиц, своя станция метро с рабочим названием «Технопарк», а на Малом кольце железной дороги – пассажирская платформа. Предполагается, что после окончания строительства здесь будут жить 38 тыс. москвичей, а еще примерно 42 тыс. станут приезжать сюда на работу.

Кстати, осенью прошлого года иностранные градостроители, привлеченные для разработки концепции развития большой Москвы, сошлись во мнении, что у нас необходимо развивать прибрежные территории. А большинство из них как раз занято промзонами. И даже среди бела дня многие москвичи не решаются там ходить.

«Водное пространство Москвы-реки – одна из главных достопримечательностей города. Обустраивать ее берега мы будем постепенно, превращая их в общедоступное пространство на всех промышленных территориях, примыкающих к воде», – пообещал Мэр Москвы С.Собянин. По подсчетам московских властей, чтобы сделать реку привлекательной для прогулок, необходимо привести в божеский вид 3200 га прилегающих территорий.

Одна из перспективных площадок – «Западный порт». В этой промзоне планируется не только заложить жилой район с видом на реку, но и озеленить территории, которые сейчас заняты гаражами или вообще заброшены.

Не избежит перемен и самая крупная столичная промзона «Южный порт», которая занимает 632 га и расположена на юго-востоке Москвы. Ее реконструкция предполагает строительство офисов и общественных зданий, жилья, паркингов на 5 тыс. машино-мест, строительство транспортно-пересадочного узла, новых дорог и озеленение территорий.

Уже есть архитектурное решение по реорганизации промзоны на Бережковской набережной на западе Москвы. На месте экспериментального завода полимерных металлов появится офисно-жилой квартал площадью 28 га.

В Северо-Западном округе на территории Тушинского аэродрома строится стадион «Спартак». На месте завода «Красная Пресня» появится жилой квартал, а рядом – гостиницы, торговые центры и паркинги. Новое жилье с подземными автостоянками и гипермаркет могут появиться в промзоне «Красный строитель» на юге Москвы.

Почему нельзя быстрее?

Конечно, каждому хочется, чтобы на месте глухого бесконечного бетонного забора в его районе появился парк, чтобы к Москве-реке можно было подойти не только на Воробьевых горах или в Коломенском. Почему бы не разобраться с промзонами быстро, раз и навсегда?

Как отмечают эксперты, только 20% территорий можно застроить сразу, на остальных нужно сначала сносить ветхие здания и приводить в порядок почву там, где было вредное производство. Все это требует затрат, не каждый инвестор за это возьмется.

«Но главная трудность в том, что промзоны имеют несколько владельцев и с документами у них полный непорядок, – уверен Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». – Значит, прежде необходимо провести «юридическую чистку». Частные компании вряд ли захотят вести многолетние судебные тяжбы с собственниками и терпеть убытки. На мой взгляд, город мог бы поставить «очистку» таких земель на поток и уже потом предлагать их застройщикам, тогда желающих было бы гораздо больше. А число промзон сократилось бы значительно быстрее».