timelapse

От микрорайонной застройки – к квартальной

Темы в материале

Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин принял участие в работе Московского форума лидеров рынка недвижимости, где, в частности, рассказал об основных направлениях стратегии развития жилищного строительства в столице.

Как отметил Марат Хуснуллин, Москва – один из крупнейших мегаполисов мира и основной драйвер роста экономики всего Центрального федерального округа, притягивающий самых энергичных и талантливых людей не только из ближайших регионов, но и со всей страны, а также из других стран. Вследствие этого в Москве всегда сохранялся и будет сохраняться высокий спрос на жилье, что в принципе характерно для большинства мировых мегаполисов.

По словам заместителя Мэра, жилье – это, безусловно, фактор экономического роста. По расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, рост производства в жилищном строительстве на 100 рублей формирует рост в связанных с ним отраслях на 65 рублей. В свою очередь каждые 100 рабочих мест в строительстве формируют 31 рабочее место в связанных отраслях.

Как отметил глава столичного Стройкомплекса, в настоящее время в Москве определена новая стратегия жилищного строительства, направленная в первую очередь на создание системы улучшения жилищных условий для самих москвичей с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.

Планомерно решается задача по повышению комфорта проживания горожан: это курс на полицентрическое развитие города, создание новых мест проживания рядом с местами приложения труда, реорганизация промзон, реновация территорий сложившейся застройки, развитие рынка арендного жилья.

В своем выступлении Марат Хуснуллин также затронул важный аспект, связанный с так называемым «старением» города. Так, по данным БТИ города Москвы, около 52 млн кв. м жилья (23,8 процента) имеют износ 41 процент и более, поэтому, если не предпринимать никаких действий, к 2025 году объем жилья, находящегося в состоянии, требующем особого внимания, увеличится почти вдвое. Поэтому в городе проводится реновация жилого фонда, являющаяся сегодня практически единственной возможностью строительства (и тем самым обновления устаревшего фонда) в границах старой Москвы.

Кроме того, для динамичного развития города необходимо развитие рынка найма жилья, что позволит оптимизировать транспортные потоки, так как многим жителям Москвы не нужно будет ездить с работы домой через весь город.

– Сегодня в городе наблюдается своеобразное броуновское движение, люди едут с запада на восток и с востока на запад, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Почему это происходит? Потому что люди привязаны к жилью. Мечтой каждого советского человека было получить трехкомнатную квартиру. И ментальность эта сохраняется поныне. Поэтому нам надо решать вопрос с арендным жильем, которое повышает мобильность населения.

Важным направлением развития строительства в Москве является и повышение качества жилых зданий для массового применения. В связи с этим Стройкомплекс принял решение о модернизации действующих домостроительных комбинатов с кардинальным обновлением технологий для внедрения новых проектов жилых зданий для массового строительства. Основные критерии – это переменная этажность (от 6 до 17 этажей), свободная планировка первого нежилого этажа, вариантные планировочные решения квартир и этажей и индивидуализация решений фасадов.

При реализации программ по строительству жилья в первую очередь необходимо руководствоваться новой стратегией развития города – децентрализацией.

– Мы более не концентрируем жилье в одних районах, на окраинах, а рабочие позиции и социальную инфраструктуру – в других, ближе к центру, – отметил Марат Хуснуллин. – Идеология комплексной застройки предполагает, что жилье, офисы, торговые, культурные и социальные объекты должны сопутствовать друг другу в каждом районе для гармоничного развития города.

– Организуется комплексная застройка районов, происходит создание «мини-городов» на месте реорганизованных промзон или при реновации застроенных территорий, тем самым мы автоматически улучшаем и дорожную ситуацию во всем городе, – проинформировал Марат Хуснуллин.

При этом, как подчеркнул глава Стройкомплекса, столица в принципе перешла от микрорайонной застройки к квартальной. Теперь во дворах не будет стоянок машин, все первые этажи жилых домов будут отданы либо под торговые магазины, либо под объекты сферы услуг; параллельно с жильем будут создаваться рабочие места, чтобы население легко могло добираться до работы, не перегружая ключевые транспортные артерии Москвы.