timelapse

Подключить новостройки к электричеству и теплу стало проще: в Москве заработала служба технологического присоединения

Темы в материале

С начала марта в Москве заработала городская служба технологического присоединения, призванная упростить процедуру подключения новостроек к электричеству и теплу. Это стало ответом на заявление мэра Москвы Сергея Собянина, сделанное им в феврале на Коллегии стройкомплекса. Тогда речь шла о непомерных затратах и несоблюдении сроков при переводе объектов на постоянное энергоснабжение. Городская служба создана на базе казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция».

О том, какие услуги предприятие оказывает застройщикам, в интервью «Строительному миру» рассказал директор КП «МЭД» Игорь Кривенцов.

- Игорь Юрьевич, когда было создано ваше предприятие? Какие функции оно выполняет?

- «Московская энергетическая дирекция» создана в 2006 году и является правопреемником государственного унитарного предприятия «Московское агентство энергосбережения». Подчиняется Департаменту топливно-энергетического хозяйства Москвы. Одна из наших первоочередных задач – координация действий по присоединению к инженерным сетям городских объектов. Поясню, о чем идет речь. В настоящее время в Московском регионе работают три крупные сетевые компании – МОЭСК, ОЭК и ОАО «Энергокомплекс», а также более 150 мелких компаний. Эти компании имеют собственные инвестиционные программы, в рамках которых они обновляют свое сетевое оборудование, возводят питающие центры. Но реальность такова, что свои программы энергетики практически не соотносят с перспективными планами развития города – Генпланом до 2025 года, отраслевыми схемами электро-, газо- и водоснабжения, Адресными инвестиционными программами. Сетевики делают только то, что находится в сфере их коммерческих интересов: «расшиваются» узкие места, где большего всего заявок от девелоперов. В результате возникает ситуация, когда объекты Адресной инвестпрограммы присоединяются к сетям по несколько лет, вопреки утвержденным регламентам. Мы считаем, это неправильно. Сетевые компании должны соотносить свои планы развития с тем, что необходимо городу, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Координация этой работы поручена специализированному городскому предприятию, каким является «Московская энергетическая дирекция». Надеюсь, с нашей помощью решение этой проблемы получит мощный импульс.

- Ваша служба призвана упростить процедуру присоединения. Поясните, о чем идет речь?

- Дело в том, что существует разница в комплекте документов, который необходимо предоставить в электросетевые компании. В частности, при подаче заявки в разные компании, например, МОЭСК и ОЭК, у каждой свое видение и требования к форме предоставления документов – ситуационный план, план энергопринимающих устройств и пр. Это первое. Второе – это срок рассмотрения заявки. По закону он составляет 30 дней. За это время сетевая организация проводит проверку поданных в составе заявки документов, их юридическую экспертизу, осуществляет подготовку технических условий и договора для заявителя. На практике происходит так, что большинство заявок не исполняются в установленные законом сроки. Поэтому мы рекомендуем обратиться в нашу службу.

Наши специалисты помогут оперативно и грамотно подготовить необходимый пакет документов для подачи заявки, направят его в соответствующую организацию и возьмут на контроль его прохождение в установленные законом сроки. Кроме того, можем оказать дальнейшую услугу заявителю вплоть до физического подключения объекта к сетям. Мы городская структура, потому не заинтересованы в выкачивании денег из клиента и удлинении сроков подключения. Хотя, подчеркну, заявитель вправе обратиться напрямую в сетевую компанию.

По поручению ДепТЭХа также осуществляем общий мониторинг состояния подключения объектов Адресной инвестпрограммы к инженерным сетям: отслеживаем исполнение программы, вникаем и систематизируем проблемы подрядных организаций в оформлении договора на присоединение к тепло- и электросетям для их последующего решения на уровне правительства Москвы. Еще одна задача – помощь предприятиям малого и среднего бизнеса при подключении к электроснабжению.

- Какую именно информацию вы предоставляете?

- Называем оптимальную точку присоединения, предоставляем информацию о том, какие сетевые компании ближе всего находятся к объекту заявителя, какие документы необходимо представить, чтобы получить необходимые мощности. Кроме того, оказываем очные и заочные консультации по всем вопросам, в том числе правовым, связанным с осуществлением технологического присоединения.

В принципе, заявитель может получить информацию о ближайшей точке присоединения в течение 3 - 5 минут. Оператор контактного центра вводит адрес объекта в базу данных и получает информацию о ближайшей трансформаторной подстанции в радиусе 300 м (с данными по загрузке мощности). Если по каким-то причинам заявка сложная, она отправляется в клиентский отдел.

Отмечу, что число обращений в контактный центр постоянно растет. Если в начале марта, когда служба начала свою работу, поступало 2 - 3 заявки в неделю, то сегодня – свыше 20 обращений.

- Вы сказали, что можете сопровождать заявителя вплоть до момента физического подключения к сетям. Это дополнительная услуга?

- Да, по желанию заказчика, можем взять на себя организацию всего процесса технологического присоединения по отдельно взятому объекту, начиная от момента подачи заявки до момента подачи напряжения. Эта услуга подразумевает заключение агентского договора или договора возмездного оказания услуг.

В рамках указанных договоров наша организация берет на себя обязанность по подаче заявки на технологическое присоединение в соответствующую сетевую организацию (в том числе проверку всех документов, прилагаемых к заявке, обоснованность расчета требуемых нагрузок, контроль подготовки сетевой организацией технических условий и договора для заявителя). Также мы можем осуществлять постоянный мониторинг работ по исполнению уже заключенного договора.

- А если сетевая компания не соблюдает сроки договора?

- Есть разные рычаги воздействия… И у Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы, и у нашей службы. Например, сетевики обязаны некоторые свои инвестпрограммы согласовывать с ДепТЭХом. Очевидно: нашей службе проще влиять на сетевиков, чем частным заявителям.

- Вы предоставляете данные для расчета стоимости присоединения?

- Тарифы на технологическое присоединение утверждаются Региональной энергетической комиссией (РЭК) Москвы под руководством заместителя мэра Москвы Андрея Шаронова. На данный момент вся информация о тарифах является публичной, утверждается постановлениями и размещается на сайте РЭК. Также возможно в режиме on-line на нашем сайте www.kpmed.ru в разделе «Технологическое присоединение» с помощью калькулятора рассчитать ориентировочную стоимость технологического присоединения, где будет указана ссылка на соответствующий нормативный документ.

- Каким образом можно обратиться в вашу службу?

- Заявитель может обратиться в контактный центр «Московской энергетической дирекции» по телефону «горячей линии»: (495) 981-41-41 или оставить заявку в режиме on-line на сайте дирекции. Также заявитель может обратиться в клиентские офисы КП «МЭД», которые находятся по следующим адресам: ул. 4-я Парковая, д. 27 – головной офис (м. «Измайловская»), ул. Б. Бронная, д. 14 – в здании Департамента топливно-энергетического хозяйства (м. «Пушкинская»), Багратионовский проезд, д. 8, стр. 1 (м. «Фили»).

- Ваши услуги платные?

- Стоимость я бы разделил следующим образом. Консультационные услуги и услуги по определению ближайшей точки присоединения дирекция оказывает на безвозмездной основе. Остальные услуги предприятие оказывает на платной основе, но наши тарифы в разы ниже, чем у других организаций на аналогичные виды услуг.

- В какие сроки предоставляется информация?

- Срок зависит от запрашиваемой информации. Если речь идет об определении принадлежности сетей, расположенных на наименьшем расстоянии от объекта заявителя, и определении оптимальной точки присоединения, данная услуга оказывается в течение одного рабочего дня или в режиме on-line по телефону «горячей линии». В перспективе планируется, что заявитель сможет сам, также в режиме on-line, на официальном сайте дирекции определить оптимальную для себя точку присоединения к электрическим сетям.

Срок направления в адрес заявителя оферты договора на технологическое присоединение с приложением Технических условий определен 861-м постановлением правительства РФ и составляет не более 30 дней.

- Вы согласны с мнением, что затраты на перевод объектов на постоянное энергоснабжение неоправданно высокие? Строители говорят, что это серьезный фактор, который способен убить экономику любого проекта.

- В этих словах много от лукавого. Стоимость технологического присоединения закладывается в бизнес-планы. И она немалая, особенно если это дорогой проект в центре Москвы, где большинство сетей исчерпали возможности по подключению новых потребителей. С другой стороны, законодатель встает на защиту интересов субъектов малого и среднего бизнеса, чтобы не разорить их на стадии подключения. Например, присоединение объектов, для которых требуется менее 15 кВт мощности, сетевая компания обязана осуществлять за счет собственных средств. Учитывая, что стоимость 1 кВт в среднем около 20 тыс. рублей, предприятия малого бизнеса могут сэкономить приличные деньги. На практике, конечно, сетевики стараются всячески уйти от этого.

- На ваш взгляд, за счет чего можно добиться сокращения сроков подключения к инженерным сетям, упрощения согласовательных процедур и уменьшения стоимости присоединения?

- Сроки подключения к инженерным сетям состоят из двух основных этапов. Первое – подготовка и согласование необходимых документов, второе – выполнение физического объема работ, как со стороны заказчика, так и со стороны электросетевых компаний. Сократить сроки подготовки и согласования документов со стороны сетевых компаний возможно за счет унификации требований, предъявляемых к документам в различных сетевых компаниях. В настоящий момент мы прорабатываем этот вопрос на уровне правительства города. Это упростит процедуру, но сроки не сократит, потому что эти сроки прописаны законом – 30 дней – срок, в который сетевая компания должна рассмотреть обращение клиента и направить ему договор на технологическое присоединение, в котором будут указаны сроки физического подключения.

Что касается сокращения сроков строительства инженерных сетей со стороны сетевых компаний, то тут необходимо, что называется, бить рублем. Ужесточить штрафы за нарушения сроков, так как сейчас максимальный размер штрафа не превышает 10% от цены договора. Кроме того, возможно рекомендовать сетевым организациям привлекать для выполнения работ по договору подряда компании, рекомендованные самим заказчиком, так как именно он в большей степени заинтересован в своевременной сдаче объекта. Сегодня сетевики выбирают себе подрядные компании сами.

- Будет ли создан аналогичный сервис по присоединению новостроек к газу и воде?

- Сегодня мы оказываем комплекс услуг по присоединению к электрическим сетям. До конца года будет создана информационная база данных, которая позволит оказывать услуги по подключению к теплу. В ближайшей перспективе, а именно, в 2013 году, есть планы создать аналогичную систему по присоединению строений к газу, водоснабжению и водоотведению.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Какие документы необходимы для получения требуемых мощностей? В рамках постановления правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 для технологического присоединения к электрическим сетям необходимы следующие документы:

  • план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям;
  • перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
  • копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;
  • доверенность или иные документы для предоставления интересов заказчика;
  • уставные документы и другие (паспортные данные, если заявитель - физическое лицо).