Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Подземный город

Темы в материале

Мосгосстройнадзор регулярно ведет контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических мер на стройплощадках. Благодаря организованной поддержке московская строительная отрасль не снижала темпов работ и достигла плановых показателей в 2020 году.

В прошлом году метростроителям удалось завершить почти 18 километров линий подземки и сооружение семи новых станций. Рассказываем про ключевые изменения в «подземном городе».

 

Подарок под ёлочку

В последний день 2020 года в Москве приняла пассажиров станция «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Она стала 10-й открытой станцией на БКЛ. До завершения строительства второго кольца метро она будет работать в составе Некрасовской ветки, как «Авиамоторная» и «Лефортово».

«БКЛ разгрузит радиальные направления, сделает возможность связки между районами, которые до этого не были связаны, улучшит качественно транспортную доступность Москвы. Огромное спасибо за ваш труд», – обратился мэр столицы Сергей Собянин к присутствующим на открытии станции строителям и работникам метрополитена.

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв добавил, что чем больше станций метро и вариантов маршрутов для различных видов транспорта доступно пассажирам, тем эффективнее распределяются пассажиропотоки и безопаснее становится пользование транспортом.

На одной из путевых стен юбилейной станции БКЛ расположено историческое панно «Битва героев». Длина композиции – 163 метра, высота – семь метров. На ней запечатлен собирательный образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху Древней Руси. Монументальное панно выполнено художником и перенесено в оцифрованном виде в технике многоцветной печати на стекло.

С открытием «Электрозаводской» более 10 тыс. человек смогут экономить до 20 минут при поездках в соседние районы. Здесь в будущем появится пересадка на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии метро и платформу Электрозаводская Казанского направления МЖД. Строительство подземного перехода между станциями метро планируется завершить до конца 2022 года.

«Более 90% тоннелей БКЛ пройдено, выполнено две трети строительных работ. Важная задача – ежегодно запускать не менее 10 станций Большого кольца, чтобы в 2022 году закончить этот мегапроект, который ждут миллионы москвичей», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2022 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

 

От станции «Динамо» до «Петровского парка» за две минуты

Еще одно приятное событие 2020 года для пассажиров Московского метрополитена – открытие подземного перехода между станциями «Динамо» Замоскворецкой ветки и «Петровский парк» БКЛ. Теперь пассажирам не надо подниматься на улицу, как это было раньше, а можно пройти по комфортному переходу, оснащенному четырьмя эскалаторами. Время пересадки сократилось в три раза – с шести до двух минут.

Переход строился в сложных гидрогеологических условиях. При сооружении эскалаторного наклона метростроители столкнулись с водоносным слоем и сильным водопритоком, который проходит и над сводами станции «Динамо». Чтобы не допустить просадки поверхности на фоне неустойчивых водонасыщенных грунтов, пришлось применять специальные методы: пробурено более 220 скважин на глубину 30-40 метров и выполнено замораживание грунта.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов уточнил, что перронный зал станции «Динамо» и ее наземные вестибюли – объекты культурного наследия. Перед проектировщиками и строителями стояла непростая задача – вписать пересадку в существующую станцию с максимальным сохранением архитектурного убранства платформенной части.

Для сохранения облицовки пилонов и архитектурных элементов пешеходные мостики и лестницы разместили по осям проемов между пилонами станции. Также стены пешеходного тоннеля облицованы полированным мрамором Брекчия Перниче, текстура которого похожа на мрамор пилонов станции «Динамо».

Пассажиры получили комфортный переход с широкими лестницами и пешеходными коридорами. Для сотрудников метрополитена создали технологические и служебные помещения. Пропускная способность перехода составляет до 10,5 тыс. человек в сутки.

 

Розовый цвет в метро

Важным событием 2020 года стало открытие шести станций на Некрасовской и Большой кольцевой линиях метро: «Нижегородская», «Стахановская», «Окская», «Юго-Восточная», «Авиамоторная» и «Лефортово». Теперь жители семи московских районов и ближайших подмосковных городов смогут экономить в пути до 30 минут в день.

«Благодаря открывшемуся участку метро будут перераспределены пассажиропотоки и значительно раз - грузятся Калининская и Таганско-Краснопресненская линии. Кроме того, снизится загрузка Лермонтовского и Рязанского проспектов, а также Носовихинского шоссе», – пояснил Андрей Бочкарёв.

С помощью щитов-гигантов диаметром 10 метров на этом участке построили двухпутные тоннели.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

 

От дворцов до конструктора LEGO

Станцию метро «Юго-Восточная» оформили в стиле среднеазиатских дворцов. Потолок украсили плафоны в виде куполов-минаретов, а разделительная стена между платформами напоминает перевернутые арки с зубцами. Основной цвет – бежевый, желтый, черный и серый.

На соседней станции «Окская» создали иллюзию течения реки с кругами на поверхности воды. Такого эффекта смогли добиться благодаря ярко-синим алюминиевым панелям и светодиодным круглым лампам диаметром около пяти метров. Дизайн отсылает к расположенной неподалеку улице, названной в честь реки Оки. Основным цветом оформления станции стал синий.

«Стахановскую» оформили в стиле конструктивизма. Вдоль путевых стен установлены колонны из гранита, которые напоминают станки советских рабочих. Еще одна отсылка – белые плафоны-трубки на потолках. Они похожи на перекрытия заводских помещений. Основными цветами в оформлении станции стали красный, серый и черный.

Архитекторов станции «Нижегородская» вдохновили картины Казимира Малевича, Лазаря Лисицкого, Николая Суетина и других художников-супрематистов. Поэтому в интерьерах платформы одновременно присутствуют такие цвета, как оранжевый, желтый, салатовый, голубой, белый, серый и черный.

Многим пассажирам эта станция напоминает конструктор LEGO. При оформлении «Нижегородской» использовали главный художественный прием супрематизма – сочетание геометрических фигур ярких цветов.

На «Авиамоторной» преобладают черные, серые и белые тона. Архитектурно-художественное решение посвящено авиационной тематике. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков. Кроме того, на потолке можно заметить «облачный шлейф», который оставляет пролетевший авиалайнер. Множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия также имитируют след от самолета.

Интерьеры станции «Лефортово» стилизованы под гравюры XVII–XVIII веков. В вестибюле находится черно-белое декоративное панно, на котором изображен Лефортовский дворец, отражающийся в водной глади реки Яузы. В композицию вошли геральдические символы фамильного герба династии Лефортов: слон и рыцарский шлем.

Благодаря открытию Некрасовской линии нагрузка на юго-восточный радиус Таганско-Краснопресненской ветки снизилась примерно на 20%.

 

Эффект от БКЛ метро будет больше, чем от МЦК

 

«Жду БКЛ»: новый конкурс от Стройкомплекса
 

Елизавета Бондаренко Инженерные сооружения