Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Подземный город: Московскому метрополитену исполнилось 85 лет

Темы в материале

С чем у вас ассоциируется Москва? Кремль, Красная площадь, метрополитен. Так ответит вам каждый второй турист. Москвичи уже не представляют своей жизни без подземки. Быстрые передвижения по городу без пробок, комфортные пересадки и удобные маршруты. Сегодня метро в Москве исполнилось 85 лет! За эти годы оно приобрело статус подземного памятника архитектуры и по праву считается одной из лучших транспортных систем планеты.

Метро – это настоящая машина времени, спрятанная под семью холмами Москвы. Каждая станция имеет уникальный дизайн и отражает целую эпоху.

Столичная подземка хранит множество тайн и неразвенчанных мифов. Более того, ни один мегаполис мира не может похвастаться такими темпами метростроения, как Москва.

Кстати, пока вы читаете этот материал, метро уже стало немного длиннее. Строители не прекращают работы по продлению действующих и строительству новых линий ни на минуту.

 

В 1930-е годы метро строили под девизом «Создадим дворец для народа!» Особенность той эпохи – монументальная и торжественная архитектура.

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. Потом начался период «от роскоши к простоте»: строительство велось по типовым проектам. Затем появились станции «стекляшки» и «сороконожки», метрополитен связал радиусы, заполнив внутрикольцевое пространство.

В 1990-х строительство метро резко сократилось. Запущенные до распада СССР проекты не были завершены. Из-за отсутствия государственного финансирования многие станции метрополитену пришлось строить за свой счет.

В 2000-х метро пришло в Подмосковье и за МКАД.

В 2012 году в столице была принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро.

 

За эти годы открыто движение по Московскому центральному кольцу (МЦК), участку Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, запущены первые маршруты Московских центральных диаметров (МЦД), заработала Некрасовская линия, открыты долгожданные станции Калининско-Солнцевской, продлена Люблинско-Дмитровская ветка и др.

 

 

Проводятся архитектурные конкурсы на дизайн новых станций, строятся электродепо и новые ветки подземки.

Сегодня при строительстве московского метро используют передовой международный опыт и современные технологии, которые раньше в подземке столицы не применялись.

 

Цитата
«От всего сердца поздравляю весь коллектив и ветеранов Московского метрополитена, а также всех, кто проектирует и строит новые линии метро, с 85-летием столичной подземки. Желаю всем, кто связал свою трудовую биографию с Московским метрополитеном, крепкого здоровья, счастья, удачи, оптимизма и успехов в работе – нашей общей работе на благо столицы России», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В метро работают гигантские машины диаметром 10 метров, которые возводят двухпутные тоннели.

Строители используют технологии виброзащиты путей, чтобы исключить негативное влияние шума на дома рядом со станциями. Также на новых линиях внедряют передовые системы вентиляции и пожаротушения.

За всеми достижениями стоит титанический труд метростроителей.

 

 

Сегодня наш маршрут будет пролегать по одним из лучших станций Московского метрополитена, которые построили с 2011 года.

Представляем для вас рейтинг самых ярких, футуристических и просветительских станций, а также показываем станции с галереями и природным дизайном. 

 

Футуристические станции

 

Самые яркие станции

 

Станции-галереи

 

Станции с природным духом

 

Просветительские станции

 

Кстати, раньше названия всех станций метро с буквой Ё размещались на путевых стенах без точек. Но все изменилось в 2014 году с открытием станции «Тропарёво» Сокольнической линии. Также удостоились чести включить букву Ё в свое название станции «Хорошёвская», «Озёрная» и «Савёловская».

 

 

Как изменится метро к 2024 году?

Протяженность линий метрополитена составит около 560 км, а количество станций возрастет до 306.

С 2020 по 2023 год будет построено 104,75 км новых линий метро, 44 станции, 5 электродепо. В том числе в 2022 году завершится строительство Большой кольцевой линии (БКЛ).

Реализация программы развития метрополитена позволит интегрировать 24 станции МЦК с 13 линиями подземки.

 

Хотите проверить себя на знание новых станций столичной подземки, узнать о том, какие линии метро сейчас строятся?

Портал Стройкомплекса представляет спецпроект, который расскажет обо всех новых станциях и технологиях строительства.

 

Вы увидите уникальную интерактивную карту московского метро, где указаны все построенные станции с 2011 года. Также здесь можно узнать глубину заложения любой станции столичной подземки. Каждый пользователь сможет оценить свои знания столичной подземки, пройдя тест.

 

Для вас доступны уникальные строительные фото- и видеокадры, метро в разрезе и технология работы тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК).

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Спецпроект расскажет о том, как менялась архитектура московского метро с 1931 года, о строительстве Большой кольцевой линии метро, Калининско-Солнцевской, Люблинско-Дмитровской, Некрасовской, Замоскворецкой, Сокольнической линий метро, а еще мы покажем людей, которые своим колоссальным трудом возводят новые станции.

 

Тест на знание новых станций метро в Москве

 

Строим метро в новых реалиях: станция «Кленовый бульвар»

 

Таинственные подписи-«пасхалки» в метро

 

Guinness: рекорд Москвы в метростроении

 

Карта строительства метро с линиями МЦД

Ольга Зеневич