timelapse

Полицентризм и корректировка Генплана

Темы в материале

За последние два года идеология развития города претерпела кардинальные изменения. Москва больше не уплотняется, не пытается втиснуть в ограниченное пространство новую точечную застройку. В качестве новых градостроительных подходов выбраны совершенно иные приоритеты. О них рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Курсом Полицентризма

- Главная задача, которую поставил перед нами Сергей Семенович Собянин, - изменить градостроительное развитие Москвы, - отметил Марат Хуснуллин. - Вы все помните, с каким шумом и с какими проблемами утверждался в 2010 году Генеральный план. Он был утвержден, и, по сути, это закон, по которому мы должны жить.

В то же время, отметил заместитель мэра, все видят, насколько острые проблемы существуют в столице с транспортом, размещением рабочих мест и т.д. И большинство из этих проблем, так или иначе, связаны с тем, что Москва переуплотнена, особенно в центре. И ту же транспортную проблему, наряду со строительством новых дорог и развязок, можно решить лишь целенаправленно занявшись полицентрическим развитием города.

Сколько бы мы ни строили дорог, угнаться за ростом автомобилизации населения будет очень сложно. Именно поэтому было принято беспрецедентное решение о расширении Москвы.

- Решение очень непростое, вызывающее много вопросов, но в тех условиях, которые у нас есть, это лучшее из решений, которые можно было принять, - подчеркнул Марат Хуснуллин. Он рассказал, что, побывав на днях в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева на выставке "Большая Москва. ХХ век", приуроченной к проведению конкурса на лучший проект концепции развития московской агломерации, с удивлением обнаружил, что идея полицентричности в развитии столицы доминировала и у архитекторов прошлого. Некоторые из них предлагали реализовать ее в своеобразной параболе, развивающейся на север Москвы. Другие выбирали как раз юго-западное направление, которое решено взять за основу расширения Москвы сегодня.

Так или иначе, подчеркнул заместитель мэра, сделан очень важный шаг, который дает возможность для полицентрического развития города. Ибо на присоединенных территориях прежде всего будут создаваться условия для появления новых рабочих мест. Чтобы оттянуть туда хотя бы часть людей, работающих сегодня в центре.

Как отметил Марат Хуснуллин, кроме административно-делового центра в Коммунарке, решению этой задачи будет способствовать и реализация масштабных проектов в Рублево-Архангельском и Сколкове. Правда, эти крупные проекты потребуют только на развитие инфраструктуры десятки миллиардов рублей. Ведь мало построить там какие-то новые объекты. То же Новорижское шоссе просто-напросто не выдержит в этом случае возросшей транспортной нагрузки, если не создавать в этом направлении новых дорожных коммуникаций.

Иначе, отметил Марат Хуснуллин, в новые административно-деловые центры не заедешь и не выедешь! И только Москва с ее финансовыми возможностями в состоянии создавать сегодня такие крупные центры притяжения.

- Курс на полицентрическое развитие Москвы - самое сложное, но и самое необходимое градостроительное решение, принятое в последнее время, - подчеркнул заместитель мэра.

Не "мертвые зоны", а зоны развития

Марат Хуснуллин выделил и такой немаловажный фактор, как налоги, поступающие от градостроительной деятельности.

Ведь они дают возможность развиваться всему городу. Утратить налогооблагаемую базу, потерять инвестиции, необходимые городу, ни в коем случае нельзя. Между тем, в соответствии с разработанной градостроительной документацией только на присоединенных территориях можно построить до 100 млн. кв. метров недвижимости. Но речь идет не о коммерческом жилье, а именно о тех объектах, которые реально нужны городу. Тем самым полицентрическое развитие Москвы позволит сохранить имеющийся инвестиционный потенциал. Полноценное развитие города подразумевает и активное использование в новых градостроительных проектах заброшенных участков на территории старой Москвы, так называемых "мертвых зон", коими в большинстве своем являются зоны промышленные. Как отметил Марат Хуснуллин, по поручению мэра руководство столичного стройкомплекса сегодня активно занимается реанимацией таких территорий. Так, на заседании Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) в последнее время принято очень много решений по локальным промзонам, территориям дышащих на ладан фабрик и заводов.

Ряд крупных промзон уже взяты в проектирование. К примеру, практически вся северо-западная территория города от Сити до МКАД, по словам заместителя мэра, сейчас фактически проработана в градостроительном плане. А что касается, скажем, промзоны "Западный порт", района Дорогомилово и ряда других, там уже утверждены и новые территориальные схемы. Несмотря на то, заметил Марат Хуснуллин, что перед этим там было выдано ГПЗУ почти на 2 млн. кв. метров недвижимости. В итоге на этой территории в короткий срок детально проработаны все градостроительные вопросы, включая транспортную ситуацию. Какие-то ГПЗУ при этом были подтверждены с первоначальным функциональным предназначением, какие-то сейчас пересматриваются.

Но, так или иначе, на всей этой территории зримо отработаны новые градостроительные подходы к развитию столицы. Подходы, не усугубляющие те или иные проблемы, а позволяющие распутать клубок прежних градостроительных ошибок.

- Фактически мы берем сейчас эти зоны для планомерного развития и определяем, что на них нужно строить, - подчеркнул Марат Хуснуллин. - По всем промзонам мы расписали детальный график, определили приоритетность и очень активно этим занимаемся. Опять же, реализуя тем самым принцип полицентрического развития города.

Более того, по словам главы столичного стройкомплекса, когда сейчас на ГЗК принимаются какие-либо решения по реорганизации той или иной промзоны, обязательным условием выступает то, чтобы на этой площадке сохранилось прежнее количество рабочих мест. Скажем, если на сносимых объектах имели работу порядка тысячи человек, вновь построенная недвижимость должна обеспечивать ровно такое же число мест приложения труда. Пусть даже рабочие места будут в несколько ином качественном формате. В этой связи Марат Хуснуллин привел в пример Китай. Когда там строят новые города, то стремятся, чтобы порядка 50 процентов рабочих мест или образовательных учреждений находились в зоне пешеходной доступности от места жительства.

Этот принцип при проектировании там закладывают изначально. То есть каждый второй китаец добирается до места работы или учебы не на общественном или личном транспорте, а пешком!

- Это очень важный фактор, - подчеркнул Марат Хуснуллин. - И я хотел бы напомнить, что в советские времена у нас было практически так же. Если строились новые микрорайоны, то там же, на окраинах, располагались промзоны. А потом получилось, что они практически прекратили существование либо не имеют теперь такой насыщенности, как раньше. В результате в центре города проживает 8 процентов москвичей, и здесь же находится 50 процентов рабочих мест. Создав в центре такое место притяжения, понастроив здесь кучу офисов и всего остального, мы притянули сюда огромное количество людей и разбалансировали тем самым город.

Конечно, этот дисбаланс, складывавшийся не один год, не ликвидируешь в одночасье. Но этим, подчеркнул Марат Хуснуллин, нужно планомерно заниматься.

В том числе, создавать новые рабочие места. В этой связи заместитель мэра выразил надежду, что в том же Кожухове или Некрасовке, кроме крупных жилых массивов в ближайшем будущем появятся промзоны нового поколения, где смогут найти работу тысячи местных жителей. Кроме того, заместитель мэра пообещал и само Кожухово, фактически брошенное инвесторами, довести до нормального состояния.

В этой связи, отметил Марат Хуснуллин, мэром было принято еще одно беспрецедентное решение. Если в ходе реорганизации промзон кто-то захочет реконструировать производственные площади, разрешение на это будет выдаваться в упрощенном порядке, без решения ГЗК. Если инвестор намерен построить на территории промзоны какой-то производственный цех, достаточно будет написать заявку в Москомархитектуру, и она в ускоренном порядке будет рассмотрена на рабочей группе. То есть все, что способствует созданию новых рабочих мест и налогооблагаемой базы, получит зеленую улицу.

То же самое, кстати, касается реконструкции автомобильных заправок. Раньше в городе была утверждена схема АЗС, но многие автомобилисты жалуются, что в Москве их, во-первых, не хватает, а, во-вторых, существующий там сервис, мягко говоря, не ахти.

- Если у заправки есть отведенный участок, и там в существующих границах хотят построить 200 - 300 квадратных метров для какого-то сопутствующего сервиса, что в этом плохого? - задал риторический вопрос Марат Хуснуллин. - Поэтому строительство до 1000 квадратных метров на существующих заправках решено выдавать "автоматом". Такие вопросы тоже будут рассматриваться на рабочей группе без вынесения на ГЗК. Это и сервис улучшит, и будет способствовать развитию в городе малого бизнеса.

ТПУ вместо торговых центров

Как сообщил Марат Хуснуллин, на момент прихода команды Сергея Собянина проектов в разной стадии проработки в городе имелось более чем на 50 млн. кв. метров. Из них только в ЦАО - 12 миллионов. По каким-то объектам уже вышли постановления правительства, по каким-то предстояло оформить дополнительные документы - но принципиальные решения о строительстве уже были приняты.

Если бы в Москве продолжили все это строить такими же темпами и в таком же количестве, транспортный коллапс в городе наверняка бы уже наступил. По Генплану развития Москвы до 2025 года намечалось построить всего 200 млн. кв. метров недвижимости. Но из них уже более чем на четверть имелись проработанные в разной степени решения! Притом что выделенных из бюджета средств на решение транспортных вопросов хватало не более чем на 15 - 20 процентов от потребности.

И было понятно, что такое "безбашенное" строительство будет только усугублять имеющуюся ситуацию, прежде всего с транспортом.

В результате титанической работы ГЗК были серьезно пересмотрены все инвестконтракты.

На рабочей группе стройкомплекса, сообщил Марат Хуснуллин, было рассмотрено почти 5 тысяч вопросов! На ГЗК в общей сложности - 3400. Итого на сегодняшний день подтверждено строительство 36 млн. кв. метров недвижимости с учетом ее перепрофилирования. 9 млн. кв. метров было "похоронено" вовсе. При этом, отметил Марат Хуснуллин, имелись такие вопиющие факты, когда на Каширском и Волгоградском шоссе, Рязанском проспекте планировалось строить крупные торговые комплексы, которые могли попросту парализовать движение на этих и без того оживленных городских магистралях.

На Рязанке теперь будут строить транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Возле хронически перегруженной станции метро "Теплый Стан" планировалось воткнуть многофункциональный жилой комплекс на 120 тысяч "квадратов". Теперь там тоже появится ТПУ. И таких примеров, подчеркивает Марат Хуснуллин, даже не десятки - сотни.

Что реально нужно горожанам

Таким образом, новые столичные власти разгребли за два года все прежние "градостроительные завалы", идеологически определись с тем, что в городе нужно строить и приступили к корректировке Генерального плана.

Прежде всего для этого провели Международный конкурс по разработке проекта концепции московской агломерации.

Его итоги стали основанием для разработки технического задания по корректировке Генплана. Утвердить его, по словам Марата Хуснуллина, предполагается к концу 2014 года.

Вопреки опасениям, эта титаническая "работа на марше" отнюдь не парализовала в городе сам процесс строительства. Подтверждением тому следующие красноречивые цифры. Если в 2010 году было выдано 1706 ГПЗУ (именно этот документ - основной показатель инвестиционной активности на территории города), а в 2011-м - 1764, то только за 8 месяцев 2012-го - 1427.

- Это говорит о том, что мы старались не уменьшать инвестиционную привлекательность города, - подчеркивает Марат Хуснуллин. - В то же время мы поменяли приоритеты.

Поменяли, к примеру, с коммерческого жилья на паркинги, которые стали расти в Москве как грибы после дождя. И надо понимать, что 100 тысяч введенных в эксплуатацию машиномест в капитальном исполнении - это ни много ни мало под 3 млн. кв. метров недвижимости. Колоссальная цифра! А если приплюсовать сюда построенные по инвесторским проектам гостиницы, спортивные объекты, торговые комплексы, жилье и многое другое, что реально нужно городу и горожанам?

Таким образом, ни о каком "тотальном" запрещении выдачи разрешений на строительство в Москве речь не идет. На сегодняшний день, сообщил Марат Хуснуллин, в стройке находится 32 млн. кв. метров недвижимости на 2843 объектах. Приплюсуйте сюда еще 8,5 млн. кв. метров на территории новой Москвы.

Это ли не показатель того, что инвестиционный климат в городе ничуть не ухудшился? Строить в Белокаменной стали даже больше. Весь вопрос - чего строить...

Кстати, и сам город, по словам заместителя мэра, является крупнейшим инвестором. В этой связи Сергеем Собяниным поставлена серьезная задача - сократить сроки строительства. И, как с гордостью доложил Марат Хуснуллин, все начатые ранее объекты московские строители ввели досрочно. А по тем, что только в проекте, ставится задача ускорить сроки строительства как минимум на четверть. А по некоторым объектам - в два раза. Кроме того, мэром поставлена задача неуклонно добиваться снижения стоимости строительства.

В этой связи Марат Хуснуллин привел не менее показательные цифры. В 2011 году Адресной инвестиционной программой на решение градостроительных задач было предусмотрено 352 млрд., а в 2012-м - 356 млрд. рублей. Разница невелика.

Но количество введенных в городе площадей увеличилось даже при объективно существующей инфляции и практически тех же деньгах.