timelapse

Полуостров ЗИЛ. Промзону обустраивают город и инвесторы

Темы в материале

28 ноября в рамках реконструкции промзоны бывшего ЗИЛа началось устройство трибун на ледовой арене в Парке Легенд. «ВМ» выяснила, какие еще изменения ожидают некогда заброшенную территорию.

Устройство арены с кристально чистым льдом и гладкой поверхностью, на котором можно устраивать регулярные хоккейные матчи, массовые катания и развлекательные программы, — не единственная хорошая новость для тех, кто присматривается к территории бывшего завода имени Лихачева на юге столицы. Как рассказал 28 ноября главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, водный транспорт соединит территорию ЗИЛа с центром города и новыми причалами в «Зарядье».

— По Москве-реке можно будет за 15 минут добраться туда и обратно. Это будут регулярные пассажирские маршруты шаттлов, — сообщил он. — А от Серпуховско-Тимирязевской линии метро будет организована паромная переправа для прямой связи с кварталами ЗИЛа.

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил, что Москва уже выделила порядка 40 миллиардов рублей на создание транспортной инфраструктуры в районе ЗИЛа. Здесь появятся новые дороги и два автомобильных моста через Москву-реку в направлении к Варшавскому шоссе.

Нельзя не признать, развитие некогда заброшенной промышленной зоны — масштабный проект, в реализацию которого вкладываются и город, и инвесторы.

— Огромное значение мы придаем транспортной составляющей и формированию удобной улично-дорожной сети, — рассказал «ВМ» глава столичного Стройкомплекса. — Причем если жилье, социальную и коммерческую инфраструктуру на ЗИЛе строят инвесторы, то транспортное строительство взял на себя город, средства на это заложены в адресной инвестпрограмме. Усиление транспортной доступности — одна из важнейших составляющих проекта реновации не только промзоны ЗИЛ, но и других промзон.

Городские власти заявляют: такого размаха реновации промышленных зон нет даже в Европе. Превращение территории ЗИЛа в жилой, спортивный, культурный и развлекательный центр рассчитан на годы вперед.

— Фактически проект застройки ЗИЛа сопоставим со строительством нового среднестатистического российского города, — говорит Марат Хуснуллин. — Что же касается южного участка промзоны, то его реновация станет крупнейшим девелоперским проектом, реализованным на площади почти 110 гектаров. Освоение площадки разбито на семь очередей. Согласно проекту там предстоит снести 178 объектов существующей недвижимости и возвести почти 1,6 миллиона квадратных метров новой.

Помимо спортивной составляющей такого мини-города — Ледовой арены и Центра водных видов спорта — здесь планируется возвести три школы, 12 детских садов, музейный центр «Эрмитаж-Москва». Будет также реконструирована Симоновская набережная. После реализации этого амбициозного проекта на ЗИЛе смогут проживать 30 тысяч, а рабочих мест будет 40 тысяч.

— Промышленные зоны мы рассматриваем в качестве основного ресурса полицентрического развития города в его старых границах, эти территории обладают высочайшим градостроительным потенциалом, — резюмирует Марат Хуснуллин. — Наша задача — дать им новую жизнь, превратив в современные комфортные районы комплексной застройки, которые не будут «отрезанными» от остального города, а органично впишутся в общегородскую ткань. Таким образом, территории, годами не приносившие казне доходов, мы вовлекаем в экономику столицы. Важно, что такой комплексный подход большинство инвесторов, уже занимающихся промзонами и интересующихся такими проектами, разделяют, выступая нашими союзниками.

ТЕРРИТОРИЯ ЗАВОДА СТАНЕТ ПАРКОМ: ХОД РЕНОВАЦИИ

Реализуют инвесторы и второй крупный проект — реновации промзоны «Серп и Молот», где будет создана многофункциональная общественно-жилая зона, с деловым центром, детскими садами, школами, поликлиникой для взрослых и детей, автомобильными парковками.

Сам архитектурный проект будущего района, разработанный английскими архитекторами, довольно любопытен: фрагменты стен и конструкций корпусов бывшего завода оставят как напоминание о нем, при этом некоторые стальные колонны окажутся во дворах и станут подставками для растений. Фактически через всю территорию промзоны протянется парк, под который отведено 29 гектаров. Настоящая «зеленая река», где проложат более 30 километров прогулочных, беговых и велодорожек, местами напомнит Центральный парк Нью-Йорка.

Комплексный подход к реновации бывших промышленных зон принимают большинство инвесторов. Многие крупные застройщики, разделяя принципы полицентричного градостроительного развития Москвы, выступают союзниками московских властей в плане обустройства некогда заброшенных промзон. Об этом наглядно свидетельствуют цифры:

● за последние годы в промзонах инвесторами построено 10,2 миллиона квадратных метров недвижимости различного назначения;

● на сегодняшний день работы ведутся на 20 участках, включая «ЗИЛ», «Серп и Молот», «Ленино», «Перово», «Верхние Котлы» и другие;

● год от года объемы ввода недвижимости в промзонах идут по нарастающей: если в 2013 году там было введено около 1,3 миллиона квадратов недвижимости, то по итогам 2016-го ожидается ввод 2,3 миллиона квадратных метров различных объектов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики Москвы:

— В силу экономических причин неэффективные или неэкологичные предприятия прекратили свою деятельность, а части некоторых производственных территорий перестали использоваться по прямому назначению. На территориях неиспользуемых промзон будут создаваться новое комфортное жилье, офисные здания, объекты соцкультбыта.

Василиса Чернявская