timelapse

Помидоры спасут экологию столицы

Темы в материале

Застраивать промзоны планируется жилыми кварталами с огородами.

Цветущие сады, огороды, дешевое жилье для студентов и надземные автомагистрали – такое будущее молодые архитекторы пророчат московским промзонам. Наряду с утвержденным городскими властями проектом квартальной застройки бесхозных индустриальных районов градостроители предложили альтернативную модель. Создавалась она на примере территории бывшего завода «Кристалл», что на набережной Яузы. Но концепция абсолютно универсальна и может быть применена к любой промзоне, поэтому в ближайшее время она будет передана в НИИ Генплана Москвы. А чиновники учтут предложения молодых дарований в новом градостроительном плане.

По словам архитекторов, любая территория бывшего завода – это настоящее бельмо на глазу города, которое разделяет «живые» городские районы, ломает между ними транспортные взаимосвязи и ухудшает экологическую ситуацию. Поэтому их вариант реновации «ржавого пояса» Москвы одним выстрелом убьет сразу трех зайцев: подтянет экологию, наладит транспортные потоки и сделает новые кварталы привлекательными для молодежи.

Одна из идей нового проекта – превращение индустриального района с плохой экологией в качественно иное пространство с огородами, цветниками и комфортной зоной для жизни.

Первым шагом станет создание экспериментальной площадки городского садоводства. Жители новых кварталов смогут выращивать свежие овощи прямо под окнами своих домов. Более того, по задумке авторов проекта, сад-огород должен стать частью общественных пространств. Цветущие кустики с помидорами и картошкой на парковой клумбе смотрятся не хуже, чем бегонии и тюльпаны, а вьющиеся побеги огурцов могут стать элементами скульптурных композиций.

Жилье в новых кварталах архитекторы предлагают также строить из экоматериалов: современные технологии позволяют возводить стены даже из спрессованного сена, обкладывая его стеклом или кирпичом. Такие дома в сотни раз дешевле, чем коробки из стекла и бетона, а тепло держат не хуже. Да и строятся они быстрее панельных многоэтажек. В результате можно получить недорогие студенческие кампусы и квартиры для молодых семей. Жилой застройкой предлагается заполнить 75% территории. А остальное пространство необходимо отдать бизнесу, чтобы местные жители смогли работать рядом с домом, а также общественным объектам и арт-площадкам. Фактически промзона станет автономным «городом в городе».

Проблему транспортной доступности градостроители предлагают решить при помощи железной дороги и надземных автомагистралей. Малое кольцо МЖД проходит через все столичные индустриальные районы, поэтому в случае превращения из грузового в пассажирское оно сможет разгрузить многострадальную подземку и соединит новые кварталы в один большой анклав. На месте бывших заводов авторы концепции предлагают создать свободную от машин зеленую зону для жизни. Автомобильные потоки и перехватывающие парковки будут сосредоточены за границами новых кварталов. А чтобы машины без труда перемещались по городу, не тратя время и бензин на объезд промзоны, архитекторы предлагают построить многоуровневые надземные дороги и мосты.