timelapse

Поправки улучшат процедуру проведения публичных слушаний

Темы в материале

На недавнем заседании комиссии по перспективному развитию и градостроительству Думы депутаты обсудили поправки к законопроекту города "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы", принятому Мосгордумой в первом чтении.

К законопроекту, направленному на совершенствование процедуры проведения публичных слушаний и защиту прав граждан в сфере градостроительной деятельности, депутаты подготовили 52 поправки.

В частности, депутат Антон Палеев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») предложил в своей поправке сохранить в перечне обязательных к рассмотрению на публичных слушаниях проекты территориальных и отраслевых схем. В противном случае, по его мнению, все точечные объекты будут строиться без согласования с жителями на публичных слушаниях.

Депутат полагает, что основные конфликтные ситуации в области градостроительства сегодня связаны именно с проектами градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), выносимых на публичные слушания (по размещению объектов торговли, бытового обслуживания и т. д.). Исключать из объектов, выносимых на публичные слушания, территориальные и отраслевые схемы и проекты ГПЗУ преждевременно.

Принять эту норму сейчас означает лишить заинтересованных москвичей возможности повлиять на ситуацию, высказать свое мнение, предложить альтернативные варианты, что совершенно недопустимо. Одна из серьезнейших проблем проведения собрания публичных слушаний состоит в том, что высказать свое мнение приходят граждане, не являющиеся участниками публичных слушаний с целью повлиять на их результат в своих интересах. По мнению Антона Палеева, документальное подтверждение оснований для участия в слушаниях может сократить количество таких случаев. Исходя из этого, депутат предложил поправку, дополняющую текст положением о том, что участник публичных слушаний должен документально подтвердить право на участие в публичных слушаниях и сообщить, к какой группе участников публичных слушаний он относится.

Антон Палеев предложил еще одно важное дополнение, согласно которому «заключение считается положительным в случае признания публичных слушаний состоявшимися, если две трети участников публичных слушаний не высказались против предложенного проекта». Эта поправка призвана избежать проявления коррупции, установив критерий положительного заключения – по аналогии с согласованием проектирования и строительства объекта представительным органом местного самоуправления, при котором не менее чем две трети не должны выступать «против» (Закон Москвы №39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»). Именно такая позиция позволит оптимально учесть все мнения, – убежден депутат.

Солидарны с предложениями фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» оказались и депутаты- коммунисты, которые ко второму чтению внесли ряд поправок, направленных на сохранение института публичных слушаний для проектов территориальных и отраслевых схем, чтобы гарантировать участие граждан в процессе принятия градостроительных решений. В частности, по мнению депутата Андрея Клычкова (фракция «КПРФ»), вынесение территориальных и отраслевых схем на публичные слушания позволит избежать градостроительных ошибок на раннем этапе планирования и максимально учесть мнение граждан, что позволит сэкономить бюджетные средства и средства инвесторов. Как считает депутат, предлагаемые законопроектом изменения переводят институт публичных слушаний из разряда консультативных институтов демократии в разряд простого информирования граждан о принятии градостроительных решений, что противоречит принципам градостроительного законодательства. Помимо этого Андрей Клычков предложил в одной из своих поправок, в целях объективного подхода к установлению региональных нормативов, ввести процедуру согласования и утверждения экспертным Советом, созданным Московской городской Думой по предложению фракций из числа независимых архитекторов, экологов, инженеров транспорта и других специалистов.

Наконец, другое предложение депутата указывает на необходимость проводить публичные слушания по всем проектам межевания и проектам градостроительных планов земельных участков вне зависимости от того, для какой территории (реорганизации или зоны сохранения и комплексного благоустройства сложившихся территорий) они выполнены и за счет каких средств.

В ходе обсуждения Михаил Москвин-Тарханов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») напомнил об итогах принятия законопроекта в первом чтении, согласно которому вынесение на публичные слушания проектов территориальных и отраслевых схем представлялось излишней процедурой. Также предлагалось исключить нормы, предусматривающие вынесение на публичные слушания проектов территориальных и отраслевых схем и проектов градостроительных планов земельных участков. Публичные слушания в Москве проводятся по 12 позициям, из которых 8 установлены федеральным законодательством и 4 – московским.

После этого, – сообщил депутат, – в комиссию поступило немало обращений от депутатов муниципальных собраний, представителей общественности, что говорит о высокой заинтересованности населения. «На сегодняшний день принято коллегиальное решение сохранить процедуру публичных слушаний по проектам градостроительных планов земельных участков до тех пор, пока у нас не появятся принятые законом города Москвы правила землепользования и застройки».

Первый заместитель Руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Алексей Старовойтов дополнил председателя комиссии информацией о том, что «на недавнем заседании Правительства Москвы Мэр столицы сообщил о необходимости сохранения в Градостроительном кодексе Москвы публичных слушаний. В связи с тем что это – эффективный инструмент борьбы с точечной непродуманной застройкой в городе. За прошедший год эти публичные слушания показали себя именно в качестве такого инструмента». По словам Алексея Старовойтова, «с учетом того, что в Москве гражданское общество гораздо более развито, чем в других регионах, мы имеем право сохранить публичные слушания по ГПЗУ и должны это сделать в интересах москвичей».

В ходе дискуссии депутаты-единороссы Сергей Зверев, Михаил Антонцев и другие высказали свои замечания и предложения, направленные на совершенствование законопроекта. Кроме того, в ходе заседания выступили депутаты муниципальных собраний районов Зюзино, Хамовники, Лефортово, Восточное Измайлово и других, которые адресовали Алексею Старовойтову и Михаилу Москвину-Тарханову вопросы, касающиеся определения сроков проведения публичных слушаний, необходимости публикации их результатов на сайтах префектур и управ, а также целесообразности при ответах исполнительной власти на градостроительные инициативы населения ссылок на конкретные законодательные акты.

Подводя черту под обсуждением, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Думы Михаил Москвин-Тарханов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что законопроект будет переработан и внесен для принятия Думой во втором чтении. Из 10 дискуссионных позиций, – отметил он, – мы согласились с 9 позициями. В законопроекте будут сохранены слушания по ГПЗУ (в связи с неутвержденными законом ПЗЗ); слушания по территориальным схемам (могут принести пользу городу); слушания по отраслевым схемам. Кроме того, решено сохранить норму, что итоги слушаний являются основанием для отказа или согласия в выдаче ГПЗУ. Сохраняются также действующие сроки назначения, уведомления, проведения слушаний. На публичных слушаниях не будут рассматриваться устанавливаемые границы особо охраняемых природных территорий. Законопроект будет переработан и внесен для принятия Думой во втором чтении.

Как подчеркнул в завершение Председатель Думы Владимир Платонов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), «в очередной раз Московская городская Дума показала, что она остается местом для дискуссий. Сегодняшняя дискуссия наглядно продемонстрировала, что любую проблему можно спокойно и достойно обсуждать в стенах парламента».