timelapse

Потенциал развития

Темы в материале

Прошло две недели, как столица живет не только в новых границах, но и в рамках московских законодательств и решений: теперь они распространяются также на новые территории. Такие же меры социальной поддержки и защиты, такие же правила медицинской помощи и организации здравоохранения, та же система образования, действующая сегодня в столице. Присоединенные земли оперативно стали объектами первоочередных мероприятий по проведению на них санитарных и экологических мероприятий.

Пока стоят летние дни, силами подразделений МЧС, коммунальных служб города всех административных округов здесь будет наведен порядок, ведь во многих местах образовались свалки различного хлама и мусора, вплоть до строительного. Убрать все это своими силами у служб новых округов – Троицкого и Новомосковского – сил не хватит. Так что к освоению присоединенных территорий московские власти приступили без промедления и начали с самого необходимого – налаживания здесь повседневной жизни, хотя вопросов, естественно, еще будет возникать немало.

А как будут решаться на новых 148 тысячах гектаров присоединенных к столице земель принципиальные проблемы дальнейшего развития столицы, ради чего и было принято решение о новых границах Москвы, и именно в юго-западном направлении? Об этом журналисты задавали вопросы С. Собянину во время традиционной встречи.

Прежде всего кто же выиграл в результате от увеличения размеров Москвы: город или область?

Мэр уверен: и Москва, и Московская область, и главное – их жители. Речь должна идти не только о новой Москве, но и обо всем Московском регионе. «Мы, – сказал Мэр, – взяв территории новой Москвы, отвечаем за точки роста, обеспечение инфраструктурой, но в Московском регионе есть много других городов-спутников, которые также должны развиваться. Я считаю, что мы вместе с Московской областью должны содействовать их развитию, в том числе работая с Российской Федерацией». С. Собянин подчеркнул, что это будет на пользу и Москве, и Московской области, и Российской Федерации, учитывая тот огромный потенциал, который заложен в этом регионе, дающем в целом около 27 процентов валового регионального продукта страны. Так что всю агломерацию, которая насчитывает уже 18 млн населения, надо развивать гармонично.

Москве же новые территории дадут возможность уйти от моноцентричности, перейти на полицентрическое развитие. В этом направлении сейчас идут практически все мегаполисы мира, оно заключается в том, чтобы развивать не только центр города, но и города-спутники, другие точки роста, создавая полицентрическую модель развития. Мэр считает, что это наглядно видно и в почерке команд, которые сейчас участвуют в Международном конкурсе по разработке концепции Московской агломерации. Одним из примеров может служить уже реализованный проект «Большой Париж», с которым С. Собянин познакомился во время визита во французскую столицу.

Задачу разгрузки исторического центра и создания новых рабочих мест дальше от центра и прежде всего на новых землях, ставят и московские власти. Причем в первую очередь речь идет о современных инновационных, научных, деловых центрах.

Новое развитие получит Троицк, уже сегодня имеющий статус наукограда. Там должен развиваться научный кластер. В Сколкове, как и планируется, будет инновационный центр. В Рублево-Архангельском предполагается строительство крупного административно-финансового центра, это тоже тысячи рабочих мест. В районе Калужского шоссе намечается создание административно-делового центра.

В целом, подчеркнул Мэр, необходимо изменить ситуацию, когда рабочие места создаются только в центре города, а по окраинам Москвы строится одно жилье без рабочих мест, в результате чего миллионы людей устремляются в центр города. Конечно, одномоментно эту ситуацию не изменить, но важно хотя бы изменить тенденцию развития города, чтобы гармонично развивать не только центр, но и окраины.

Новые же территории дают новые возможности для коммерческого и жилищного строительства. С. Собянин надеется, что «от этого выиграют как коммерсанты, которые создают свой бизнес, строят офисы, так и жители, которые получают жилье». И для тех и других целей присоединенные территории представляют чрезвычайно перспективную площадку для развития.

Возможности Стройкомплекса в пределах старой Москвы сегодня ограничены, хотя город и возводит здесь более чем по 2 млн квадратных метров жилья в год. Это хорошо, но власти вынуждены ограничивать инвесторов, город и так уже «перезастроен». Нужда же в жилье огромная. По строительству на душу населения столица находится в самом конце списка субъектов Российской Федерации. «Мы строим 0,2 квадратного метра на человека, – констатировал Мэр. – А по обеспеченности жильем мы тоже далеко не выдающиеся: у нас сегодня 19 квадратных метров на человека, тогда как в среднем по России – 21». Поэтому жилье, конечно, нужно строить, и опасаться, что здесь можем получить такой же транспортный коллапс, как и в центральной части столицы, не стоит. На новой территории существуют территориальные схемы развития, существуют генпланы поселений, утвержденные муниципалитетами.

И мы не собираемся все это разрушать. Сейчас в области возводится 7 млн квадратных метров жилья. «Правда, – заметил Мэр, – мы должны осмотреть, что там за проекты, как они вписываются в существующую инфраструктуру, насколько допустимы вообще к строительству, чтобы не создавать транспортный коллапс, социальный или инфраструктурный. Если все в порядке, ради бога, пусть строят».

Сама же присоединенная земля имеет огромный потенциал. Строительство пока утверждено в объеме 30 млн квадратных метров, потенциал застройки намного выше – до 100 млн квадратных метров.

Корреспондент «МП» задала Мэру вопрос: не получится ли при актуализации жилищного строительства на новых землях, которые являются самыми дефицитными по количеству рабочих мест, что, как и на старых территориях, вырастут спальные районы, а жители снова будут ездить в центр на работу и обратно, но уже с новых земель.

Мэр видит в этом серьезную проблему, а потому при застройке, утверждении генеральных планов развития, схем развития в первую очередь внимание будет уделяться созданию рабочих мест. Новые центры, говорит он, как раз и потянут за собой новые рабочие места.

Причем не только для тех, кто будет жить на данных территориях, но и для тех людей, которые живут в районах, которые имеют притяжение к данным точкам и где есть дефицит рабочих мест.

Другой вопрос, какого качества и насколько комфортно будет это жилье, как обустроено социальной и транспортной инфраструктурой.

Это необходимо и для привлечения сюда бизнеса, для создания комфортных условий для его деятельности, чтобы инвесторы пришли сюда и занялись реализацией своих проектов. «Например, – заметил Мэр, – проект того же «Сколкова» – хороший проект, предполагающий создание десятков и сотен тысяч новых рабочих мест инновационного характера. Но если не соединить Сколково с Москвой надлежащей транспортной инфраструктурой, этот проект «не заиграет, не поедет». Поэтому, чтобы доехать до Сколкова нормально, необходимо соединить его с Москвой, с аэропортом, создать соответствующую инфраструктуру.

Если для бизнеса не создать условия, он потихоньку будет «бегать» из Москвы. А город крайне заинтересован в том, чтобы сохранить, не растерять свой промышленный потенциал. Ведь на промышленных предприятиях Москвы сегодня трудятся около полумиллиона человек, это серьезная прибавка для экономики, для бюджета города.

Есть ли планы или, может быть, уже договоренности с собственниками промышленных предприятий, которые существуют в Москве, по их перебазированию на присоединенные территории? – спросили журналисты С. Собянина. Такая идеология, по словам С. Собянина, выстраивается. Но это не означает, что все предприятия, которые есть на территории Москвы в промышленных зонах, в случае их закрытия обязательно поедут на новые территории. «Они поедут туда, куда им выгоднее поехать – и в Московскую область, и в другие регионы, но мы будем стараться, чтобы этот потенциал не растерять», – сказал Мэр. Решаться же этот вопрос будет одновременно с перепланировкой промышленных зон в черте города, с заменой грязных, неэкологичных производств. Тридцать проектов уже разработаны.

Уже в этом году город приступает с строительству социальных объектов в новой Москве, и, прежде всего, к реализации масштабной транспортной программы.

«Транспортный каркас», который сегодня имеется, констатировал Мэр, должен наполняться содержанием. Уже в этом году планируется приступить к проектированию реконструкции Калужского шоссе, в следующем начнутся реальные работы. Начнется реконструкция Ленинского проспекта, в результате выход Калужского шоссе будет осуществляться не только напрямую на МКАД, но и в районе Ленинского проспекта. Подлежит реконструкции и участок МКАД, который охватывает эту территорию.

Власти не планируют уходить в глубь территории со строительством метро, оно зайдет на присоединенные территории не дальше 5 – 6 километров. Предполагается, что до 2015 года будет продолжена линия метро до Солнцева, а Бутовская линия соединена Калужско-Рижским направлением и станет более комфортной, менее загруженной. Есть потенциальный проект ответвления и до района Коммунарки. Основным же видом транспорта станет электричка. Ставится задача, чтобы железнодорожный транспорт работал в режиме городского. Уже достигнута договоренность с РЖД о совместном финансировании этого проекта.

В беседе с журналистами Мэр подчеркнул: деньги город вкладывает в те проекты, которые во всех случаях необходимы для развития инфраструктуры юго-запада столицы. Присоединение к столице дополнительных территорий требует ускорить решение этих проблем, определить главные приоритеты. Основные инфраструктурные проекты должны быть реализованы уже в 2013 – 2014 годах, чтобы с 2015 - 2016 годов уже реально можно было работать на этой площадке инвесторам для создания инновационных предприятий.

Сегодня речь идет о первоочередных мероприятиях по созданию инженерной, транспортной инфраструктуры, дополнительных ресурсов, которые потребуют ускорения обустройства, – где-то около 30 млрд рублей.

Что касается облика Москвы, концепция предполагает три зоны развития.

Первая – это урбанистическая плотная застройка, займет сектор между Бутовом и Солнцевом. В районе Троицка – так называемая щадящая застройка, создание инновационных кластеров, кластеров здравоохранения, науки, образования и так далее. За Троицком в основном планируется зона рекреации. «Мы, – подвел итог встречи Мэр, – должны получить сбалансированную застройку жилья и рабочих мест по территориям, которые прилегают к Москве, и дальше более щадящую застройку уже с выходом на рекреации, большие парки отдыха, лесные территории».