Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Первый фестиваль видеорекламы и кинематографа в строительстве и недвижимости
Все темы

Практика мировых городов: как размещают объекты образования и медицины

Темы в материале

Какой город с точки зрения градостроительства можно назвать городом с высокой доступностью медицины и образования? Как в мегаполисах мира подбирают места для размещения образовательных и медицинских объектов? Сравним Москву с Абу-Даби, Лондоном, Гонконгом, Брисбеном и Дели.

Масштабное исследование провели специалисты ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы». Его результаты были представлены на 26-й Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», которая проходила с 3 по 6 июня 2021 года.

 

Москва

С начала 2011 года в Москве ввели 20 объектов образования и медицины. По словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, к концу 2022 года в городе появится свыше 120 зданий для образовательных учреждений, а также 45 – для организаций сферы здравоохранениячто особенно важно в условиях борьбы с пандемией.

Анализ выбранных мировых мегаполисов показал, что бесплатное дошкольное образование предоставляется только в Москве. В остальных городах учиться бесплатно можно только неполный день, все остальное – на коммерческой основе. 

Детские сады в Москве появляются в пределах 300-метровой пешеходной доступности. Что касается объектов общего образования, то при их размещении должна соблюдаться 500-метровая пешеходная доступность. 

Еще одна особенность российской столицы школы и садики могут находиться как под одной крышей, так и в отдельно стоящих зданиях.

Исследования отраслевых документов, регламентирующих объем медицинской помощи, оказываемой населению, показали, что норма посещений таких учреждений в Москве составляет в среднем 18 раз на 1 тыс. жителей. Здесь, как и во многих из сравниваемых городов, сфера здравоохранения работает по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

 

Помимо этого, в Москве, как и в Абу-Даби, могут появляться отдельно стоящие специализированные учреждения – например, травматологические пункты.

 

Абу-Даби

Основное количество учеников посещают коммерческие организации – 71%, так как бесплатное образование предоставляется лишь гражданам ОАЭ. При планировании объектов упор делается на расположение территории, типологию застройки участка, национальный состав, демографический прогноз и тип финансирования. 

«Площадь государственных школ в Эмиратах больше, чем коммерческих. 30% учеников обладают пятиминутной пешеходной доступностью от учебных заведений, остальные добираются на транспорте», – пояснила начальник отдела по оценке и развитию социальной инфраструктуры ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» Светлана Копнина.

 

 

На участках появляются озелененные пространства, создаются проезды и игровые зоны. 

В столице ОАЭ есть три типа клиник: малые, средние и крупные – в зависимости от обслуживаемого населения. Объект большей вместимости может быть заменен несколькими учреждениями на меньшее количество мест. Также здесь нормирован уровень территориальной транспортной доступности в пределах 20 минут. 

Параметры минимальной площади здания нормируются на жителя – для районов от 2 до 6 тыс. человек. Если население больше, то размер рассчитывается, исходя из типовой вместимости объекта. А на территории медицинского учреждения зачастую расположена одна постройка с небольшим количеством озеленения.

 

Лондон

В столице Великобритании, кроме садиков, есть детские центры, которые не входят в систему объектов дошкольного образования. При расчете обеспеченности такими учреждениями изучается общее время, которое ребенок проводит не с родителями, а, например, с няней. 

94% учеников Лондона посещают государственные учреждения. Однако в городе есть дефицит мест в школах, поэтому при планировании объектов анализируются существующие участки организаций для строительства новых корпусов. 

Кроме того, при размещении объекта образования предусматривается резервирование территории для дополнительных построек, поэтому площадь земельного участка в этом мегаполисе немного больше, чем в Москве. А размещаться школы и садики могут как отдельно, так и под одной крышей.

 

 

Врачи в Лондоне работают как в коммерческой, так и в бюджетной системе здравоохранения. Объекты первичного приема являются платными, но расходы жителей покрывает ОМС. 

Нормирование данных учреждений определяется исходя из рекомендуемого количества посещений на 1 тыс. человек в год. Площади участка и здания не регулируются.

 

Гонконг

Детские сады и школы в Гонконге планируются на местном уровне, но средние школы – на районном. Как таковых четких правил градостроительного регулирования нет, однако есть требования по обязательному размещению объектов в составе жилых территорий, что позволяет не нормировать их доступность. 

Количество мест в школе зависит от того, на сколько рассчитан типовой объект. Также в Гонконге их этажность зачастую выше, чем в Москве, где норма – максимум 5 этажей. На крыше здания могут создаваться спортивные объекты и игровые зоны.

 

 

Здесь размещается одна организация сферы здравоохранения на 10 тыс. населения. Остальная помощь предоставляется в семи медицинских кластерах в разных округах. При крупных больницах создаются специализированные поликлиники. В мегаполисе не нормируется уровень территориальной доступности, а площадь участка зависит от типа объекта. 

Кстати, в Гонконге и Брисбене системы обязательного медицинского страхования как таковой не предусмотрено: жители просто приходят в государственные учреждения, чтобы получить бесплатную помощь.

 

Брисбен

Один объект образования в Брисбене размещается минимум на 3 тыс. домохозяйств вместимостью примерно 625 человек. 

«Он должен быть расположен в центре и выходить на магистральную улицу, обеспечивая подъездной путь», – добавила Копнина. 

В школах и садиках создается большее количество озелененных пространств. Образовательные учреждения рассматриваются как общественные центры, где проводятся мероприятия, а различные площадки используются населением близлежащих территорий.

 

 

Количество медучреждений определяется из нормативного охвата населения и в зависимости от того, какое количество врачей там находится. Площадь здания и участка также не нормируются – преобладает типовое проектирование. А вот транспортная доступность до объектов здравоохранения должна составлять 5-10 км. 

Благодаря большей территории здесь активнее создается озеленение и дополнительная инфраструктура.

 

Дели

В Дели дошкольное образование не является обязательным: тут размещается минимальное количество детских садов, а пребывание в них организовано преимущественно на коммерческой основе.

Нормирование учреждений зависит от типовой вместимости объекта и охвата населения. Площадь здания детского сада, в отличие от школы, не закреплена нормами. 

В Дели предусмотрена всего одна специализированная поликлиника на 100 тыс. жителей и одно учреждение первичного приема на 50 тыс. человек.

 

 

Транспортная доступность специализированных поликлиник должна быть в пределах 300-800 метров. Учреждения первичного приема не нормируются по размеру, они могут размещаться в приспособленных и быстровозводимых зданиях. 

Среди требований к объектам здравоохранения также указывается удобный подъезд к постройке и нескользящее покрытие при подходе к зданию для удобства маломобильных жителей. 

 

Выбор городов 

Подробнее: https://stroi.mos.ru/articles/praktika-mirovykh-ghorodov-kak-razmieshchaiut-obiekty-obrazovaniia-i-mieditsiny?h=ccd7962494798e32ae212407811f2f7a&from=cl

Выбор городов-референтов для сравнения отечественной и мировой практики осуществлялся на основе определенных критериев:

  • плотность и численность населения (более 1 млн человек);
  • особый статус;
  • наличие нормативов, определяющих размещение таких объектов;
  • количество детей от общего числа жителей;
  • площадь города. 

 

Строительство школ

 

Строительство объектов здравоохранения

Булгакова Ника