timelapse

Приоритет - транспортное строительство

Информация Департамента строительства города - о его деятельности, пресс-релизы, которые выпускает пресс-служба этого структурного подразделения Строительного комплекса Москвы, словно репортаж с какой-то огромной стройплощадки, которой, по сути, и является город Москва. В любом случае - это почти подарок для журналиста. Конкретики и фактуры - множество: километры, метры, рубли и объекты… Единицы техники, ввод новых станций, развязок, дорог... Всего так много, что на встрече с руководителем Департамента строительства Москвы Андреем Бочкаревым хочется детальнее взглянуть на результаты года уходящего и понять, что ждет нас в году наступающем.

Андрей Юрьевич, для начала вопрос сроков. Вам его задают, наверное, наиболее часто: когда же Москва поедет без всяких препятствий?

Ожидать, что проблема развития дорожно-транспортной инфраструктуры, которой не уделяли должного внимания в течение последних десятилетий, будет решена одномоментно, не приходится. Единого, «золотого» решения транспортной проблемы в Москве нет, а потому за год-два обстановку не исправить.

Чтобы переломить ситуацию, разработана комплексная программа, включающая строительство и реконструкцию дорог, линий метрополитена, создание новых парковок, пересадочных узлов. Такая программа была принята два года назад, с приходом мэра Москвы Сергея Собянина. Теперь основной акцент делается на создание разветвленной дорожно-транспортной инфраструктуры при активном развитии общественного транспорта.

Как соотносятся сегодня бюджеты городского строительства на дороги и все остальные объекты?

В 2012 г. Департаменту строительства было выделено 314,5 млрд руб. Из них на строительство и реконструкцию дорог, транспортных развязок, эстакад и тоннелей предназначено 75,1 млрд руб., 130,1 млрд руб. составил лимит на финансирование строительства метрополитена.

Что можно сделать на эти деньги?

План ввода 2012 г. по дорогам – 48,8 км дорог, 17 искусственных сооружений – эстакад, тоннелей, 35 пешеходных переходов. На сегодняшний день главная часть программы дорожного строительства в городе – реконструкция вылетных магистралей. Уже разработана проектная документация по 16 магистралям. Строительно-монтажные работы ведутся на девяти, все они в разной степени готовности. Если реконструкция Варшавского, Ленинградского и Каширского шоссе близка к завершению, отдельные объекты и участки будут завершены уже к концу 2012 г., то работы по Ярославскому, Рублевскому, Щелковскому, Можайскому шоссе и шоссе Энтузиастов продлятся в следующем году. К концу 2012 г. завершаются основные строительно-монтажные работы на Ленинградском шоссе от метро «Сокол» до МКАД, будет запущено движение по боковым проездам на Варшавском шоссе, по эстакадам направленного съезда с Ленинградского шоссе на МКАД на транспортной развязке с МКАД.

Реконструкция существующей улично-дорожной сети в условиях плотной городской застройки – мероприятие не из дешевых. Как-то удается минимизировать затраты?

Сэкономить средства городского бюджета удается в процессе торгов. Это касается всех объектов, не только дорог. За 11 месяцев 2012 г. в ходе торгов было сэкономлено для бюджета города 16,3 млрд руб. В среднем, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 12%.

Работы на вылетных магистралях вы проводите без перекрытия движения. При этом строители мешают автомобилистам, участники дорожного движения не позволяют в полную силу развернуться строителям? Как вы выходите из такого положения?

Разработан проект организации движения на период реконструкции, где предусмотрена корректировка режима работы светофорных объектов, другие локальные мероприятия по организации движения. Основная установка мэра Москвы была такова: при проведении работ не должно быть сокращено количество полос движения транспорта. Это выполняется неукоснительно. Движение организуется по боковым проездам, где необходимо – строятся дополнительные полосы. Из-за различных съездов и поворотов скорость движения транспорта несколько уменьшается, но пропускная способность магистралей не снижается.

Правда ли, что в следующем году масштабы дорожного строительства будут увеличены? На каких магистралях начнутся работы?

В 2013 г. лимит финансирования дорожно-строительных работ вырастет почти вдвое и составит 122,7 млрд руб. Уже в начале будущего года начнется реконструкция еще шести крупных дорожных объектов – Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью, Профсоюзной улицы от МКАД до Ленинского проспекта, Мичуринского проспекта от улицы Косыгина до Боровского шоссе, а также Ленинского проспекта, Волгоградского и Волоколамского шоссе от МКАД до Садового кольца.

По всей видимости, не менее масштабные работы развернутся и под землей по строительству объектов метрополитена?

На развитие столичного метрополитена в 2013 г. выделена беспрецедентная сумма – 144,7 млрд руб. Такое внимание к метро объяснимо: 80% столичных жителей передвигаются по городу в подземке. Поэтому и строить его предполагают ударными темпами – возвести 150 км линий и 70 станций до 2020 г. В рамках этой программы протяженность линий будет увеличена до 451 км, чего, собственно, и требует статус цивилизованного мегаполиса мирового уровня. Уже подсчитано, что объем перевозок при этом увеличится на 23%, а временные затраты москвичей для передвижения из «спальных» районов до центра города сократятся на 15–20 процентов.

Сегодня (интервью состоялось в начале декабря 2012 г. – Прим. ред.) развернуты работы по строительству 19 станций, четырех депо, двух вестибюлей. В 2012 г. мы вводим 8,5 км линий, три станции, электродепо «Печатники», второй вестибюль станции «Марьина Роща». В августе была открыта станция «Новогиреево». Станции «Пятницкое шоссе» и «Алма-Атинская» вводятся в эксплуатацию в декабре.

В Москве работает программа по сносу домов первого периода индустриального домостроения. Как сейчас обстоят дела в этой сфере?

За 11 месяцев 2012 г. за счет бюджета Москвы снесено 30 пятиэтажных домов «сносимых» серий. Таким образом, освобождены площадки для строительства 15 жилых домов, общей площадью 237,8 тыс. кв. м, а также двух гаражей, школы и одного объекта социальной инфраструктуры. До конца 2012 г. планируется снести еще две пятиэтажки.

В настоящее время Департаментом строительства города Москвы подготовлен проект «Адресного перечня сноса пятиэтажных, ветхих и аварийных жилых домов в 2013 г.», который направлен на согласование в органы исполнительной власти города. По предварительным данным, в 2013 г. запланировано снести 88 домов «сносимых» серий, 47 – за счет средств бюджета. Не исключено, что в процессе согласования планы могут быть скорректированы, но в целом картина выглядит таким образом.