timelapse

Рекламу на Тверской и Новом Арбате в Москве приведут в порядок

Темы в материале

Очередные кадровые перестановки произошли в Москомархитектуре из-за ухода главного художника Москвы Игоря Воскресенского на пенсию. Сама должность главного художника упразднена, а заместителем председателя Москомархитектуры, который будет курировать сферу, находившуюся раньше в ведении Воскресенского - художественное оформление и индивидуальные стилистические решения в городе, - стала Татьяна Гук. В первом интервью новая замглавы столичного комитета по архитектуре и градостроительству рассказала корреспонденту РИА Новости о своем видении архитектурно-художественного образа города и том, какой должна быть в Москве уличная навигация и где должны размещаться рекламные и информационные конструкции.

– Татьяна Николаевна, согласно распоряжению о Вашем назначении, прежняя должность главного художника столицы упразднена. Вы в свою очередь назначены на должность зампредседателя Москомархитектуры. Какой функционал перешел Вам от главного художника, чем будет заниматься ваше направление?

– Планируется, что наш блок будет находиться в ведении главного архитектора столицы и заниматься вопросами, связанными с формированием архитектурно-художественного облика города. Наша работа направлена на создание благоприятной, комфортной, эстетичной и безопасной городской среды, насыщения города необходимым оборудованием. Ландшафтная архитектура, комплексное благоустройство, архитектурная подсветка, колористические решения фасадов, малые архитектурные формы (МАФ), городская мебель, иное оборудование, размещение и эстетика объектов мелкорозничной торговли и некапитальных объектов – все это предмет компетенции нашего блока и меня соответственно.

– Вы будете так или иначе принимать участие в разработке мастер-плана Москвы, о необходимости которого так много говорят в последнее время?

– Мастер-план – это нечто большее, чем Генплан города, это стратегия формирования Генплана, поэтому там основной упор сделан на экономику и социологию. В генплане определяются территории, которые подлежат реорганизации, и территории, которые называются зонами стабилизации и комплексного благоустройства. Вот эти территории в первую очередь попадают в зону нашего внимания.

– Можете привести пример подобных зон?

– Исторический центр Москвы, имеющий исторически сложившуюся планировочную структуру, большое количество объектов культурного наследия, является зоной стабилизации. К таковым же отнесены относительно недавно застроенные территории жилых микрорайонов, например, Митино, Братеево, Марино. На этих территориях планомерно проводятся мероприятия по комплексному благоустройству, в том числе формируются общественные территории, озелененные территории, пешеходные зоны.

– Над чем вы сейчас непосредственно работаете?

– Всего не перечислишь. У нас сейчас ведется планомерная работа, связанная с пилотным проектом по информационным конструкциям. При поддержке правительства Москвы Москомархитектура выпустила постановление о проведении пилотного проекта по размещению информационных конструкций. В рамках реализации этого эксперимента Москомархитектура является заказчиком на разработку архитектурно-художественной концепции на размещение вывесок на особо значимых городских территориях. В рамках концепции на особо значимых территориях города мы предполагаем достаточно строго регулировать вопрос по размещению информационных конструкций на фасадах зданий.

– Поясните, пожалуйста, какие изменения вносятся этим постановлением.

– Прежде всего даны определения "информационной конструкции" и "вывески". Вывески, согласно данной документации, – это "информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, в месте осуществления деятельности организации, содержащие сведения о профиле деятельности организации и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг, с целью извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя".

То есть если в здании или отдельном помещении располагается аптека, то и на вывеске должно быть написано "Аптека". При этом не ограничивается использование зарегистрированных товарных знаков. Если вы увидите вывеску банка, которая говорит о том, какие у них проценты по вкладам, то это уже будет реклама, и данная конструкция не будет соответствовать правилам размещения информационных конструкций.

Кроме того, постановление определяет типы информационных конструкций и правила их размещения. Важно понимать, что никто не лишает предпринимателей права заявить о себе, но облик города от этого страдать не должен.

– Уже определены территории, на которых проходит этот эксперимент?

– В пилотный проект вошла Тверская улица как одна из главных городских магистралей и пешеходные зоны, которые перед новым годом открыл мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, – Столешников и Камергерский переулки, Кузнецкий мост со смыканием по Большой Дмитровке и Петровке. Кроме того, в этот "пилот" также попадут Воздвиженка, Новый Арбат и небольшой фрагмент Садового кольца от улицы Красина до улицы 2-ой Брестской.

– Почему такой маленький отрезок Садового кольца попал в этот проект?

– Потому что в рамках этого постановления определены пилотные кварталы, на которых будут действовать правила размещения информационных конструкций, которые не потребуют выдачи разрешений департаментом СМИ и рекламы столицы на установку информационной конструкции. Достаточно будет прочитать текст правил, понять, насколько конструкция им соответствует, и, если нет никаких отклонений, ее смело можно вешать. Дополнительных требований не будет. Так вот, один из кварталов находится как раз между 2-Брестской и улицей Красина. Во избежание двойного регулирования, информационные конструкции – вывески, расположенные на фасадах зданий, выходящих на Садовое кольцо в границах квартала, вошедшего в эксперимент, будут регулироваться архитектурно-художественной концепцией, а вывески, размещающиеся на других фасадах, будут регулироваться по правилам. Садовое кольцо – одна из основных городских магистралей, и мы планируем в дальнейшем регулировать размещение вывесок на этой территории города в рамках концепции.

– Вы упомянули Новый Арбат, про который главный архитектор столицы Сергей Кузнецов недавно заявлял о том, что он может стать аналогом Таймс-сквера. Какие мероприятия там предполагаются?

– Это территория могла бы получить комплексную концепцию размещения вывесок и рекламных конструкций. Мэр поручил обсудить этот вопрос с заинтересованными организациями, в том числе с общественностью, и мы эту тему не оставляем без внимания. Сейчас мы готовим предложения в части регулирования вывесок и информационных конструкций, а дальше перейдем к рассмотрению вопроса размещения там рекламных конструкций. Но надо отметить, что мы будем работать в обязательном взаимодействии с департаментом СМИ и рекламы Москвы, который имеет основные полномочия в части размещения рекламных объектов.

– В прошлом году вступили новые правила размещения рекламы, и вывеска компании "Самсунг" была первой, которую демонтировали. Что касается информационных, а не рекламных конструкций – они останутся?

– По мере окончания сроков действия договоров на размещение крышные рекламные конструкции будут демонтироваться или получат новые разрешения на размещение в соответствии с новыми правилами размещения рекламы. При этом информационные конструкции на крышах отдельных зданий все-таки останутся – например, на вокзалах, где написаны их названия. У нас в постановлении как раз регламентированы максимальные размеры подобных конструкций.

Что касается рекламы, то в пределах территории Садового кольца на крышах зданий ее не будет.

– А вне исторического центра?

Новыми правилами размещения рекламы определены типы рекламных конструкций и территориальный принцип их размещения. Для каждой зоны, а их 14, определен набор конструкций, размещение большей части которых будет определяться схемой размещения рекламных конструкций. К определенным типам конструкций будут сформированы "типовые" требования к внешнему виду, оставшиеся – крышные конструкции, медиа-фасады и нетиповые конструкции – будут согласовываться с Москомархитектурой на предмет соответствия архитектурному облику города. Большая часть объектов будет размещаться по схеме (точка с конкретной привязкой и конкретным типом конструкции). Но ряд объектов предполагают индивидуальный подход в согласовании, и Москомархитектура будет определять, где они будут или могут размещаться, в каком виде и с какими предельными габаритами и тому подобное.

– Правила размещения рекламы и информационных конструкций теперь понятны. А претерпит ли изменения уличная навигация? Я имею в виду таблички с номерами домов, названиями улиц, указатели и предупреждающие знаки.

– Этот вопрос очень непростой и поднимается из года в год. Уличная навигация делает город удобным для жизни. Человек при помощи знаков визуальной среды, которая включают в себя не только указатели, но и многое архитектурные доминанты, мощение, освещение, колористические акценты, должен иметь возможность самостоятельно проложить себе путь в городе. Проблема заключается в том, что в этом процессе формирования навигационной системы участвуют многие органы исполнительной власти города: департамент транспорта, департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, департамент культуры, департамент территориальных органов власти, департамент культурного наследия, Комитет по туризму и гостиничному хозяйству, департамент СМИ и рекламы. В настоящее время каждый из указанных органов исполнительной власти размещает свои информационные конструкции и самостоятельно эксплуатирует их. Москомархитектура участвует в процессе формирования навигационной системы города с точки зрения формирования эстетической составляющей и градостроительной целесообразности размещения элементов навигации с выдачей рекомендаций и предложений по шрифту, общей стилистике и колористике, принципам размещения и так далее.

Кроме того, на одни виды конструкций есть технические регламенты, для других нормативной базы нет. На данный момент департамент транспорта города Москвы собирает предложения от различных органов исполнительной власти по проблематике навигационной системы. В настоящее время главной задачей является с учетом мнения отраслевых департаментов определить координатора программы и бюджет, тогда можно будет говорить и о сроках. Но проблема не нова и очень сложна в решении. Тут важно принципиально понять, хватит ли полномочий одного из органов власти довести эту задачу до конца.

Ведь в Москве, кроме табличек на домах и указателях на улицах, существует система дорожных знаков, навигация достопримечательных мест, указатели наименований органов исполнительной власти, объектов культуры и культурного наследия и тому подобное. У нас до последнего времени (до ввода в новых правил размещения рекламных конструкций – ред.) навигация была совмещена в том числе с рекламой. Теперь, когда решено отказаться от такого совмещения, чтобы избежать перенасыщенности городской среды рекламными и информационными конструкциями, что вызывает раздражения горожан, такие конструкции будут демонтироваться. Другое дело, что для этого понадобится какой-то период времени. Для того, чтобы убрать их все, надо понимать чем, все это заменять, так как эти конструкции в том числе являлись дополнительными источниками освещения.

– Некоторое время назад была инициатива по изменению дизайна табличек с номерами домов и названиями улиц, целью которой являлась типизация дизайна указателей в Москве с учетом местоположения объектов в структуре города, увеличение их размера для магистральных улиц, а также приведение в единую колористическую систему.

– Такая работа действительно проводилась, заказчиком на нее выступал департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Это работа велась в рамках эксперимента. Такой формат очень удобен во избежание крупных ошибок и нерационального расходования средств бюджета: эксперимент проводится на территории нескольких кварталов. Рассказывая о вывесках, я упомянула квартал вдоль Садового кольца между улицей Красина и 2-ой Брестской улицей. Так вот, те же самые территории, что попали в "пилот" по вывескам, в центре Москвы попали и в "пилот" по размещению навигации по домам и по указателям улиц. Уже имеются некоторые итоги эксперимента. Многие эксперты видят основную проблему в том, что нужно менять технический регламент на стандарт указателя наименования улицы и домовых знаков, потому что мы понимаем, что соотношение шрифта и поля, наличия пиктограмм не позволяет сделать ничего другого. Кроме того, это часть общей навигационной системы, о чем мы говорили ранее. Департамент ЖКХ, как заказчик этой работы, должен принять решение о том, как прошел эксперимент и о том, какие будут дальнейшие шаги.

– Нет ли каких-то идей по внедрению электронной навигации?

– Мы этот вопрос неоднократно обсуждали, более того, у нас была дискуссия по QR-коду. Эта система только сейчас начинает развиваться, ее нельзя отбрасывать, но мы понимаем, что исторически сложившиеся система навигации все-таки более востребована, поэтому электронная система может быть лишь дублирующей. Эта система должна быть продублирована на всех уровнях навигации. Мы за системный подход и мы только в начале этого этапа.

– Позвольте от вопросов навигации по московским улицам и табличек с номерами домов перейти к их фасадам. При подготовке к этому интервью мне попались интересные решения росписи фасадов в Германии. У нас такое возможно? Пусть даже в качестве эксперимента.

– Роспись фасадов существует с давних времен. В Германии есть деревушка Обераммергау, где фресковая роспись фасадов превратила этот город в туристическую Мекку. Там фасады домов имеют индивидуальное решение в виде фресковой росписи на религиозные, бытовые и сказочные темы (дом "Красной Шапочки", "Сказка о Гензеле и Гретель", "Волк и семеро козлят"), росписи, имитирующие архитектурные детали. Есть другой пример, когда профессиональные художники при помощи фресковой росписи фасадов преобразили пригород Леона. У группы художников под руководством Жульбера Кудена была единая концепция росписи фасадов, так называемых обманок, создающих эффект оптической иллюзии, позволившей серое пространство превратить в несколько идеализированную, но при этом очаровательную городскую среду, рассказывающую о своей жизни, что и являлось основной задачей указанного проекта. Но это возможно не во всякой среде. В Германии эта традиция в "городе мастеров" ведется с середины 18 века, то есть исторически сложилась, превратилась в элемент повседневной культуры.

Традиция декорирования графическими изображениями фасадов существует и в Москве. Может быть, мы мало ее замечаем. Тем не менее, в эпоху сталинского ампира многие здания получили решения фасадов с использованием техники "сгаффито". Такие здания можно увидеть на Садовом кольце, Тверской улице, Ленинградском, Ленинском и Кутузовском проспекте.

Все выше приведенные примеры указывают на то, что такие решения возможны, но они, на мой взгляд, должны быть обдуманными и не носить хаотичного характера. И не должны превратиться в самоцель. Я не скажу "нет", если говорить о применении росписи на фасадах в Москве. Возможно, в течение этого года мы предложим территории, где можно было бы опробовать эту идею. Я не хотела бы сейчас о них громко заявлять, но эта тема является одной из приоритетных в нашей работе. Сейчас отношение к фасадам как на ремонтируемых, так и на новых объектах, изменилось. Сергей Олегович Кузнецов (главный архитектор Москвы – ред.) заявил об этом как об одном из основных направлений. Необходимо уходить от типового применения фасадных решений и визуально разнообразить среду города.

– Мэр Москвы не раз говорил и о модернизации домостроительными комбинатами своих производственных баз, о применении новых цветов в фасадах, об их разнообразии, много приводил примеров из западных стран. У Москвы есть такие возможности?

– Безусловно, они есть, но произвести изменение фасада уже существующего 17-этажного панельного дома сложно и дорого. Некоторые серии очень плохо поддаются таким изменениям, есть проблемы конструктивного характера. В Москве несколько последних лет ведется программа капитального ремонта жилого фонда. Есть наработанные решения по изменению фасадов: либо это навесные системы с утеплением, либо обшивка утеплителем и штукатурка мокрого типа. Штукатурка "мокрого" типа по утеплителю является более дешевым вариантом, но именно этот вариант мог бы позволить применить "экспериментальную" роспись на фасадах. Но нужно понимать, что любое отклонение в сторону от более-менее типового решения влечет удорожание проекта. Но, тем не менее, у нас есть задумки предложить некоторые решения уже в течение этого года.

– Вы не анализировали мнение жителей по этому поводу?

– У меня таких данных нет, но я из практики знаю совершенно точно, что чем разнообразнее визуальная среда, тем комфортнее житель себя чувствует. Это не значит, что среда должна быть визуально перенасыщена цветом и различными объектами, это приводит к затруднениям в считывании среды, ориентированию в ней. Должна быть система, в том числе и колористическая, которая позволит крупномасштабное пространство, которое сейчас окружает жителей спальных районов, идентифицировать, сделать индивидуальным, а значит, узнаваемым, комфортным.

Существует несколько исследований на тему, какая цветовая гамма является характерной для Москвы. Есть определенные особенности у каждого из архитектурных стилей в столице. В Москве сохранились образцы барочной архитектуры, имеющих яркую, можно даже сказать, кричащую цветовую гамму – это в своей массе розовые, сине-зеленые, ярко-желтые, красные фасады зданий, графичность которых создается белыми деталями. Классицизм, неоклассицизм, сталинский ампир – это теплая, охристая, зеленоватая, "пастельная", как ее еще называют, гамма с белыми деталями. У модерна серо-жемчужная гамма, у эклектики - разнообразие цветовых решений, в том числе, все оттенки красного кирпича. Эпоха конструктивизма в своей массе подарила Москве все оттенки бетона, включая яркие цветовые элементы. Районы массовой застройки – это белый и серый цвет или разбеленные оттенки с вкраплением активного синего, коричневого, умбристого и других цветов. Последний пример является результатом применения типовых решений фасадов, что являлось следствием главенства технологии над эстетикой. Есть строительная индустрия, которая определяет материалы и технологию производства, это, в том числе, накладывает ограничение на колористическое решение фасадов. Сейчас на стадии проектирования нового объекта гораздо проще отследить качество колористического решения, потому что сейчас технология шагнула далеко вперед, существуют принципиально другие решения фасадных систем. В случае ремонта фасадов уже существующих объектов и особенно, фасадов типовых серий мы ограничены тем или иным набором мероприятий, который позволит нам сделать новый фасад. Про фасады с утеплением и штукатуркой "мокрого типа" я уже говорила. В случае устройства навесного фасада, он, скорее всего, будет выполнен в керамо-гранитне. Керамо-гранит – на данный момент самый дешевый вариант облицовки фасадов, который использует город, все остальные виды облицовки дороже в зависимости от материала – фиброцементные плиты, композитные панели и т.п. Но есть и неплохие примеры применения керамо-гранита. Минусом используемого типа керамо-гранита является ограниченная цветовая гамма, у него нет широкого диапазона ярких насыщенных цветов, что позволило бы серьезно разнообразить палитру колористических решений.

– То есть если при реновации какой-нибудь промышленной территории Москвы инвестор или девелопер захочет построить здание с ярким цветом фасада, то…

– Мы будем это только приветствовать. Главный архитектор города Москвы ставит нам задачу, рассматривать фасад здания как произведение искусства, а не как что-то невыразительное. Важно учитывать, где располагается объект, каковы зоны его восприятия, каковы приемы его формообразования и как это связано с функцией объекта, каково колористическое решение, какие материалы применяются при отделке фасадов. Важны все детали, ибо из них складывается целое.

– А применение "живых" фасадов возможно в Москве?

– Вы имеете в виду озелененных фасадов? Если здание запроектировано с применением зеленых фасадов, мы только "за". Но создать систему озеленения фасада для того, чтобы замаскировать плохой фасад, очень и очень дорого: нужна система утепления, крепления, дренажа, капельного полива, подбора растений, которые могли бы в различные времена года создавать эту зеленую стену. Это очень большой спектр проблем, который должен быть учтен комплексно, и живые фасады, которые существуют и у нас, и на Западе, закладывались на этапе проектирования. Крыша тоже является пятым фасадом здания. Как только мы пытаемся сделать зеленую кровлю на существующем объекте, на стадии проекта обязательно идет расчет нагрузок на перекрытия, устройство дренажа, проектирование системы полива, учитываются мероприятия по недопущению вымерзания растений, то есть мероприятий по утеплению. На мой взгляд, зеленые фасады и кровли должны быть там, где это востребовано, где это будет потребляться жителями города. Подземные гаражи – это один из примеров. На их крышах уже сейчас размещаются детские и спортивные площадки, растут деревья и кустарники. На зеленых кровлях общественных, офисных и торговых объектов могли бы размещаться летние кафе, территории для отдыха сотрудников. Почему нет? Кусочек зелени рядом с офисом – прекрасное решение.

– Парк Горького в прошлом году преобразился. Предполагается ли как-то другие московские парки переделать?

– Существует государственная программа, которая называется "Развитие индустрии отдыха и туризма". В рамках этой программы преобразования должны пройти во всех парках, а здесь очень большое значение имеет функция и подведомственность парка, так как направленность программы будет зависеть от того, является ли этот парк парком отдыха, музеем-заповедником, музеем-усадьбой или чем-то другим. Есть небольшие парки, находящиеся на балансе префектур административных округов, они, как правило, расположены внутри жилых микрорайонов. У них до последнего времени не было ни аттракционов, ни какой-либо реальной инфраструктуры отдыха – это были просто места для прогулок. Сейчас в рамках этой программы формируется насыщение этих парков инфраструктурой. Это задача одна из приоритетных для города. Для каждого парка разрабатывается проектная документация, департамент культуры города, насколько я знаю, предполагает какую-то тематику для своих парков, и, в соответствие с этой тематикой, будет предлагаться архитектурно-художественное решение парка в целом и набор проводимых в нем мероприятий.

– Какие здания в Москве могут получить особенное праздничное освещение?

– В рамках разработки концепции архитектурной подсветки для здания или магистрали всегда есть раздел, связанный с праздничной подсветкой. В прошлом году Москомархитектурой рассмотрены концепции архитектурного освещения Садового кольца, Ленинского, Кутузовского, Ленинградского проспекта, Тверской улицы, Проспекта мира. Я не могу сказать, что они в равной степени удачные, но, во всяком случае, одно из главных замечаний к тем проектировщикам, которые их разрабатывали, – это отсутствие света на уровне пешехода. Совершенно точно надо применять ландшафтную подсветку, подсветку первого этажа зданий, которые бы формировали общественные и пешеходные пространства, которые сейчас кроме утилитарного уличного освещения не имеют ничего.

Кроме того, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы несколько лет назад рассмотрел концепцию комплексного благоустройства "Москва-Сити". В рамках этой концепции были даны предложения по всем направлениям: так, существует индивидуальное решение по опорам освещения, навигации, МАФам и многому другому. Там же был и раздел архитектурно-художественной подсветки. Но прошло время, и, наверно можно говорить об актуализации принятых решений, в связи с изменением технологии и требования к качеству городской среды.

– Некоторые время назад на Тверской появились репродукции известных художников. Получит ли эта идея продолжение?

– Насколько мне известно, инициатором размещения этих картин был департамент культуры Москвы. Сама по себе идея очень хорошая. Все объекты сделаны очень качественно и противостоят грязи и вандалам. Но было бы здорово, если бы размещение этих картин приобрело какую-то системность, осмысленность. В этом доме жил кто-то известный, а у нас есть картина, связанная с ним или периодом его жизни. К примеру, могли бы появиться репродукции, связанные с наличием Страстного монастыря на Пушкинской площади. Москомархитектура всячески поддержит эту идею, но какая-то идеология в ней должна прозвучать.