timelapse

С. Собянин: год был и трудный, и хороший. Но чтобы он был хорошим, пришлось потрудиться!

Темы в материале

Мэр Москвы С. Собянин в интервью программе «Постскриптум» телеканала ТВ-центр подвел некоторые итоги 2013 года. В частности, рассказал об объемах инвестиций в Москву, программе платной парковки, развитии подземного и наземного общественного транспорта. Публикуем выдержки из этого интервью.

Об итогах

Год был трудный и хороший. Сложно предположить, чтобы хороший год пришел сам по себе, для этого нужно потрудиться.

О росте инвестиций

Мы говорили в первую очередь с инвесторами, которые смотрят объекты вложения для своих инвестиций. Речь шла о капитальных инвестициях, не о спекуляции на фондовых биржах с ценными бумагами, а о реальных инвестициях. Для нас, для города в целом это гораздо интереснее. Должен сказать, что за этот срок объем инвестиций вырос в 1,5 раза: мы превысили докризисный уровень. И, более того, в 2013 году по объему ввода и жилья, и коммерческой недвижимости мы выходим на рекордную отметку за все время существования постсоветской Москвы.

О рейтингах

Их ведут международные агентства, в том числе Pricewaterhouse. По его рейтингу по объему привлечения капитальных инвестиций Москва сегодня находится на пятом месте среди всех мировых городов. Это очень неплохой показатель, и мы ежегодно прибавляем в этом рейтинге. И есть еще очень важный, на мой взгляд, рейтинг - стабильность, предсказуемость развития города. Среди городов мира мы находимся на восьмом месте. Это тоже неплохой показатель.

Конечно, дело не в рейтингах, а дело в том, чтобы город менялся, чтобы менялась инфраструктура, чтобы она была более комфортной для жителей, для бизнеса. Это важно как и для города, для жителей, так и для достижения цели - создание в Москве финансового центра.

О решении транспортных проблем

Я заявлял об этих приоритетах не только в предвыборную кампанию, а с первых дней начала работы в Москве. И это не какие-то придуманные мной приоритеты, это то, что нужно москвичам, это их запросы и потребности. В течение трех лет мы интенсивно работали над этими проблемами. Если говорить о том же строительстве метрополитена, сегодня очевидно, что мы начинаем выдавать на-гора новые станции, новые линии метро. Это за несколько месяцев не сделаешь, это очень сложные инфраструктурные дорогостоящие проекты.

Сегодня мы уже имеем выход от тех заделов, которые сделали три года назад. Хотя законченные стройки мы пока еще видим не в тех объемах, но количество работающих на строительстве подземки, количество проходческих комбайнов уже значительно превысило самые лучшие советские периоды. И, конечно, не только парковками, не только метро решается задача. Это комплекс вопросов, связанных и с наземным транспортом, и с подземным, и с железной дорогой, и с интеллектуальной транспортной системой, и, конечно, с упорядочением парковочного пространства.

О платных парковках

По опросам, которые мы имеем, большинство поддерживает идею введения платной парковки. Не надо забывать, что у нас вообще от 70 до 80 процентов москвичей пользуются общественным транспортом, и им не нравится, когда паркуются на тротуарах, мешают проходить, когда на наших тротуарах, на пешеходных улицах такой затор из автомобилей - это во-первых. Во-вторых, когда ссылаются на то, что

жители центра, где, собственно, введена платная парковка, категорически против этого, - это лукавство, потому что как раз для жителей центральной части города это наиболее комфортно. Свои автомобили они паркуют бесплатно, причем на парковках, которые в большинстве случаев значительно более свободны, чем до введения этой меры. Вокруг их домов меньше машин, которые сейчас паркуются.

И третье: это важно для самих автомобилистов. В первую очередь, эта мера для них, для того чтобы они смогли проехать по улицам, на которых сейчас паркуются в два-три ряда, и при необходимости припарковаться.

О мигрантах

Вопросы, связанные с мигрантами, конечно, в числе самых главных факторов, которые москвичи считают проблемой. В первую очередь мы говорили о том, чтобы сократить количество мигрантов в той сфере деятельности, за которую город в значительной степени отвечает. Речь шла о жилищно-коммунальном секторе. Сегодня в этом секторе работают в основном частные подрядчики, и влиять на их кадровую политику мы не имеем права. То есть наше дело - разыграть на аукционе тендер, а дальше сам подрядчик определяет, кого брать в субподряд, какие кадры нанимать и так далее. И в связи с огромным количеством такого рода подрядчиков, мелких, которые получают подряд буквально на год, на сезонные работы, конечно, очень много проблем и с качеством работ, и с количеством мигрантов, которые там появляются. Поэтому мы приняли для себя программу постепенного вытеснения частных подрядчиков за счет создания городских организаций.

Уже с 2014 года две трети дорог Москвы будут убираться нашими городскими предприятиями.

И порядка 50 районов Москвы будут обслуживаться тоже нашими организациями. Для этого мы ведем большую работу - это покупка новой техники, создание баз, привлечение новых кадров в эту сферу. И поэтому я уверен, что в этом сегменте как минимум на треть мы сократим количество мигрантов.

О пешеходных зонах

Конечно, было парадоксальное решение в силу того, что все считали, что городу не хватает дорог, и вдруг некоторые дороги стали пешеходными. Здесь, скорее всего, тот случай, когда предложение рождает спрос, а не наоборот. Потому что москвичи даже не задавали эти вопросы, в силу того что они думали, что в большинстве случаев это просто невозможно. Оказалось, что это возможно, и после первых наших опытов спрос такой появился. И меня сейчас спрашивают постоянно: «Что дальше? Какие дополнительные еще пешеходные зоны появятся? Как эта программа будет развиваться?» Я должен сказать, что мы вообще революцию совершили в этом отношении: мы количество пешеходных зон только за этот год увеличили на 30 километров, ведь речь идет не только о центральных улицах. Мы по несколько пешеходных зон сделали и в округах Москвы и будем дальше продолжать. На той же Полянке, Маросейке, в ряде других районов обязательно будут новые проекты.

О площадях у метро

Оказалось, что пешеходная доступность станций метро очень проблематична. Вроде бы и можно от дома, если метро находится в 500 метрах, теоретически дойти пешком, но многие уже не идут, а едут, потому что либо плохое освещение, либо плохое благоустройство, либо еще какие-то проблемы. Мы сделали специальный проект, чтобы значительно увеличить радиус пешеходной доступности станций метро. Потому что сегодня, как показали опросы, люди, которые живут дальше 200 метров от метро, очень часто пользуются наземным общественным или личным транспортом, чтобы доехать до станции. Это большая, глобальная программа, она затронет десятки станций метро и километры новых пешеходных улиц, тротуаров, благоустройство прилегающих территорий - вот с 2014 года такая программа стартует.

О Зарядье

Проект очень сложный, мы не спешим, чтобы не ошибиться и получить один из лучших мировых парков. Там не будет никакой городской застройки. По периметру в одной из частей будет концертный зал и реконструкция одной из гостиниц. Других строек не будет. А все остальное - это парковые объекты, павильоны, частично подземная парковка и, соответственно, службы, которые необходимы для парка. Более того, мы должны выйти на набережную Москвы-реки, расширив ее, тоже сделав частично пешеходной.

О модернизации здравоохранения

Мы за два года, даже меньше, провели достаточно серьезную модернизацию в нашем здравоохранении, закупили 68 тысяч единиц современной техники, начиная от простеньких УЗИ и заканчивая компьютерными, магнитнорезонансными томографами и так далее. Но мало оснастить наши больницы или амбулаторные центры первоклассным оборудованием.

Нужно, конечно, подготовить специалистов, нужно создать мотивацию их труда, насытить достаточными финансовыми ресурсами, и это уже второй и третий этапы нашей работы. Сегодня наши специалисты проходят стажировку не только в России. Молодых врачей, которые владеют иностранным языком, мы направляем и в Германию, и в Швейцарию, и в Израиль.