timelapse
Все темы

Северо-Восточная хорда: от Казани до Санкт-Петербурга без пересадок

Темы в материале

Новый скоростной транспортный коридор облегчит жизнь автомобилистам и улучшит транспортное сообщение в столице.

Открытия Северо-Восточной хорды в Москве ждали уже несколько лет. От новой питерской трассы М-11 на севере до Вешняков на востоке — скоростная дорога теперь соединяет два главных федеральных транспортных коридора. Так что это, несомненно, инфраструктурный проект общероссийского значения. Но в первую очередь событию радуются столичные автомобилисты.

Торжественное открытие одного из ключевых участков СВХ — так хорда уже не первый год сокращенно называется на картах — произошло 4 сентября. Машины поехали по участку хорды от шоссе Энтузиастов до развязки МКАД с магистралью Вешняки — Люберцы, откуда трасса пойдет далее до границ с областью, чтобы соединиться с новой федеральной дорогой Москва — Ногинск — Казань.

— С запуском этого участка СВХ значительно снизится нагрузка на ряд вылетных магистралей: Рязанский проспект, шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, а также на восточную область МКАД и ТТК, — рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин (компания является генеральным проектировщиком объекта).

А 5 сентября состоялось открытие еще одного участка Северо-Восточной хорды — от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, вместе с ним готовность всей хорды достигла 70%.

«Мы интегрировали городскую дорожную сеть с федеральной трассой М-11. Это означает, что часть огромного потока машин, который сейчас вываливается на Дмитровку и Ленинградку, уйдет на эту магистраль. Это разгрузит целый ряд дорог в Москве и сделает платную трассу более эффективной, снимет часть нагрузки с Ленинградского, Дмитровского, Коровинского шоссе и Большой Академической улицы и в целом улучшит ситуацию на севере Москвы», — сказал мэр Москвы на открытии нового участка.

В ближайшее время, по словам Сергея Собянина, в районе Северо-Восточной хорды завершится строительство транспортно-пересадочного узла «Ховрино», в состав которого войдут станция метро, новая железнодорожная платформа и междугородный автовокзал. «И тогда город будет полностью готов принимать по трассе М-11 не только автомобилистов, но и пассажиров общественного транспорта», — сказал градоначальник.

Лучше, чем кольца

Традиционно Москва — город, как известно, радиально-кольцевой планировки. Это красиво и гармонично выглядит на карте, но имеет свои давно известные недостатки. Не зря на каждом этапе своего расширения Москва «вставала» в пробках: горизонтальные связи между периферийными районами замыкались на и без того перегруженные кольца и радиусы. Почти сто лет назад градостроители нашли альтернативную, превосходящую кольца идею: периферийные хорды, пронизывающие окраинные районы от одного крупного радиуса до другого.

Идея создания хорд в Москве была предложена еще в первой половине XX века. В 30-е годы о хордах говорил известный российский планировщик, урбанист Анатолий Михайлович Якшин; позже, в 70-е годы, его ученики — в том числе Александр Иванович Стрельников, ведущий российский эксперт в области транспортного планирования, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства РААСН — вновь вернулись к теме обсуждения хорд.

Хотя в те времена автомобилей на улицах столицы было немного, но уже тогда становилось понятно, что количество транспорта в Москве будет с годами только расти. Концепция хорд и заделы под них были заложены в Генплане развития Москвы 1971 года. В нем помимо МКАД и Садового кольца были запроектированы два новых кольца, а также предусматривалось строительство четырех скоростных хордовых трасс.

Однако в 1970-е годы строительство не получило должного финансирования. Часть заделов под скоростные транспортные коридоры была застроена в 1990-е годы. Постепенно были застроены участки, на которых предполагалось возводить хорды, денежные средства бросили на строительство Третьего, а затем Четвертого транспортного кольца. К планам по строительству хорд вернулись только в 2011 году.

Для этого пришлось радикально переделать концепцию новых московских колец, активно продвигавшуюся в начале 2000-х и представлявшую собой, по сути, развитие традиционной радиально-кольцевой структуры. В результате в феврале 2011 года руководство города отказалось от идеи строительства Четвертого транспортного кольца, прежде входившего в Генплан. Основная причина — непомерно высокая стоимость (общая стоимость строительства Четвертого транспортного кольца по планам превышала 1 трлн рублей). Вместо ЧТК было принято решение о строительстве новых хордовых магистралей: Северо-Западная хорда, Северо-Восточная хорда, Юго-Восточная хорда и Южная рокада. Все они по плану будут иметь выходы на МКАД и обеспечат между собой съезды-выезды транспорта в местах пересечения.

— Реализация проекта хордовых магистралей является одним из приоритетных направлений работы по развитию дорожной сети города. В рамках строительства Северо-Восточной, Северо-Западной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады появится около 300 км дорог, 127 эстакад, мостов и тоннелей, а также более 50 пешеходных переходов. Сформировать новое транспортное кольцо планируется к 2023 году, — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Теперь поедем

Для автомобилистов постройка нового участка СВХ означает, что дорога федерального значения Москва — Ногинск — Казань и МКАД соединяются с целым рядом городских магистралей скоростным транспортным коридором. В перспективе — причем ближайшей — этот коридор выведет трафик с казанского направления на Санкт-Петербург по трассе М-11.

— Для меня это радикально упростит прохождение Москвы, — рассказал «МК» дальнобойщик Антон Логинов. — Когда идешь с Нижнего на Питер, пока что выбор такой: либо уткнуться в пробку на МКАДе, точнее, в две пробки — одна перед Москвой, другая перед Ленинградкой, — либо объезжать «огородами» по бетонкам. А это полдня задержки. По скоростной хорде это расстояние проходится за 1 час, не больше.

Важность именно этого транспортного коридора можно не объяснять: именно он, по сути, соединяет сейчас Европу и Азию. Это дорога от Санкт-Петербурга и Финляндии — основного в наши дни пункта сопряжения России с Западной Европой — на восток, на Урал и в Сибирь, а потенциально и дальше, в Китай и на Дальний Восток. Автомобильный аналог Транссиба, который, кстати, тоже начинается с Казанского направления Московской железной дороги.

Финальные участки Северо-Восточной хорды будут достроены в ближайшие годы. Вообще же, СВХ это лишь часть масштабной городской программы дорожного строительства. В течение ближайших пяти лет в Москве планируется построить 485 км дорог и около 100 мостов, тоннелей и эстакад.

Сейчас российская столица — единственный в мире мегаполис, в котором темпы строительства дорог выше, чем темпы застройки территорий. Таковы результаты исследования одного из ведущих консалтинговых агентств Pricewaterhouse Coopers, проведенного летом 2018 года. За восемь лет в Москве построено 815 км дорог. Причем и по стоимости километра, и по скорости возведения московские магистрали вполне конкурентоспособны с европейскими (и намного эффективнее азиатских — например, в Гонконге).

Реализация проектов хордовых магистралей действительно сформирует в Москве новое полноценное транспортное кольцо. Но кольцо это будет не замкнутым и притом сопряженным (в двух местах) с МКАД, что, по расчетам, на 15–20% повысит его пропускную способность. Обойдется же проект дешевле, чем разработанное в 2000-е годы Четвертое кольцо.

Для автомобилиста-москвича это означает, что сокращается среднее время поездки и так называемый перепробег — когда для того, чтобы перебраться, скажем, из Кускова в Отрадное, нужно было долго ехать в центр до Третьего кольца или, наоборот, на МКАД, а потом возвращаться.

— Я помню времена, когда из одного округа в другой можно было попасть только через Садовое кольцо или МКАД, — рассказывает «МК» Михаил Шахунский, столичный автолюбитель со стажем с 1969 года. — Постройка Третьего кольца была революцией. Хорды ее продолжают: уже построенная Северо-Западная хорда позволяет мне проехать из Отрадного на улицу Народного Ополчения за полчаса вместо прежнего часа.

В районе стало проще

Сейчас действуют участки СВХ от Щелковского до Измайловского шоссе, а оттуда до шоссе Энтузиастов и далее на магистраль Вешняки — Люберцы. Перераспределились транспортные потоки между Измайловским шоссе, Щелковским шоссе, шоссе Энтузиастов и проспектом Буденного. Снизилась транспортная нагрузка на проспект Буденного, улучшилась транспортная ситуация в районе его пересечения с шоссе Энтузиастов, а также на участке шоссе Энтузиастов от проспекта Буденного до ул. Плеханова.

Кроме того, с Перовской улицы теперь можно выехать в сторону Измайловского шоссе — а это разгрузило шоссе Энтузиастов и МКАД. Появился бессветофорный выезд в сторону Соколиной горы, Преображенского, Восточного и Северного Измайлова. Для тех, кто каждый день стоит в пробках на Энтузиастов, ничего больше объяснять и не надо.

А таких людей — учитывая, что в пробках стоит еще и общественный транспорт, — совсем не мало. В районе прохождения участка СВХ живет около 600 тысяч человек, и они получат новые дорожные и транспортные маршруты. Свободнее вздохнут автобусы, троллейбусы и трамваи, лучше станет выдерживаться график.

— Из-за пробок мы теряем в среднем по паре часов в день, — поделился с «МК» Василий Атченко, водитель автобуса, работающего в районе шоссе Энтузиастов. — Сейчас регламенты у нас жесткие, постоянно бывает так: стоишь на светофоре, тебя просят выпустить пассажиров, ведь метро близко. А нельзя! Теперь машин будет поменьше, надеюсь, график будем выдерживать.

Ввод в строй СВХ позволит создать совершенно новые, сквозные маршруты общественного транспорта — скоростные автобусы пойдут между ЮВАО, ВАО и САО в обход центра. Отчасти подобную функцию взяло на себя МЦК, но очевидно, что чем больше связности между районами в разных вариантах общественного транспорта, тем лучше.

— Будут улучшены условия движения транспорта на улично-дорожной сети районов Восточного административного округа города Москвы: Перова, Вешняков, — рассказывает Михаил Пилюгин, заместитель руководителя проекта СВХ. — Ввод участка в эксплуатацию позволит перераспределить транспортные потоки и снизить нагрузку на основные магистрали города: шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, восток МКАДа. Первым делом, конечно, улучшения заметят жители районов Перово и Вешняки. Однако эффект почувствуют и в более отдаленных районах. Например, жители Некрасовки, расположенной на юго-востоке Москвы, смогут добираться по СВХ на север города всего за 25 минут.

При проектировании подумали и о пешеходах: для их удобства и безопасности построен подземный переход в районе станции метро «Выхино» и реконструированы два подземных пешеходных перехода у платформ Казанского направления МЖД Вешняки и Плющево.

Строить хорду — особенно с учетом того, что в девяностые годы были застроены заделы Генплана-71, — не так уж просто. Это сложный инфраструктурный объект, который включает в себя множество искусственных сооружений — попросту говоря, эстакад и развязок. Строительство идет очень активно и на отдельных участках с опережением сроков. По сути, именно хорды сейчас — настоящий хайтек московского стройкомплекса, один из самых масштабных и технологически сложных проектов развития транспортной инфраструктуры столичного мегаполиса.

Например, чтобы провести участок СВХ по территории плотной жилой застройки, эстакаду пришлось оградить шумозащитными экранами высотой 3 метра со стороны Кусковской улицы. Общая длина этой стены составила 1,54 км.

Общая же протяженность СВХ по проекту 35 км (в однополосном исчислении, использующемся для статистики, это более 100 км). В нее входят восемь участков: от МКАД до шоссе Энтузиастов; от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе; от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе; от Щелковского шоссе до Открытого шоссе; от Открытого шоссе до Ярославского шоссе; от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе; от улицы Фестивальная до Дмитровского шоссе. И наконец, от Фестивальной улицы до Бусиновской развязки, в том числе транспортная развязка на пересечении с Фестивальной улицей.

На данный момент осталось открыть участки от Щелковского до Открытого шоссе, от Открытого до Ярославского и от Ярославского до Дмитровского. Остальные участки уже действуют на благо москвичей.

Юрий Суханов