timelapse

Социальный лифт для молодого архитектора

Темы в материале

Проблема разрыва архитектурных поколений сегодня стоит как никогда остро. Маститые и талантливые потихоньку уходят со сцены, а на смену им, увы, не приходят талантливые и молодые. Образовался некий «провал» в сфере профессиональных архитектурных кадров.

Вот и на недавнем Урбанистическом форуме, который прошел на ВДНХ, тоже дискутировали по этому поводу. Понимая значимость проблемы, встретиться с архитектурной «порослью» пришли министр строительства и ЖКХ Михаил Мень и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Конкурс всему голова

Дело совсем не в том, что у нас мало талантов. Просто зачастую в нашей системе самородкам бывает трудно пробиться, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Что делать? Нужно «выравнивать архитектурный ландшафт» и, как это ни пафосно звучит, давать дорогу молодым. Сделать так, чтобы в профессиональной сфере заработали социальные лифты.

А началась дискуссия с рассказа об одном из самых успешных стартапов последних десятилетий. Таким проектом стало бюро Сергея Кузнецова.

— Да-да, а что вы думаете, мы тоже прошли путь молодого бюро. Всего добивались сами. Участвовали в конкурсах, — поведал присутствующим Сергей Олегович.

По словам «главарха», сейчас молодежи в профессии двигаться легче. И Москомархитектуры постарался сделать для этого все. Запущены образовательные программы. Например, программа «Открытый город», в рамках которой в Москву приглашают с лекциями и мастер-классами видных архитекторов. Ведется большая издательская деятельность, поэтому об архитектурных новациях можно узнать не каким-то случайным образом, почитав что-то на импортных сайтах, а взяв в руки хорошо изданные книги по истории и практике архитектуры.

И, наконец, краеугольный камень новой системы — это конкурсы. Их за последнее время проведено уже около сотни. Парк «Зарядье» построен по конкурсному проекту. В результате конкурсной борьбы появились и проекты многих станций метро. Венцом такой практики стал конкурс на пять «пилотных» площадок по программе реновации пятиэтажек, который объявлен совсем недавно.

Усилия российского архитектурного сообщества замечены за рубежом — интервью о российской конкурсной практике публиковали журнал «Шпигель», американская «Нью-Йорк таймс».

Вместе с тем есть и явные проблемы.

— Где сейчас находится архитектор, положение дел с его авторскими правами, — все это нужно детально обсуждать, — подчеркивает Сергей Кузнецов.

К сожалению, сегодня многие позиции конкурсной практики не закреплены на законодательном уровне.

— Нам каждый раз приходится хитрить, чтобы привлечь молодого архитектора к работе, «законтрактовать» его. Порой это настоящая мука, — признается главный архитектор столицы. — Давно пора выработать законные механизмы для передачи контрактов на выполнение работ человеку, который победил в конкурсе.

— Надоело каждый раз придумывать организационно-правовую базу под очередной конкурс, — соглашается Булат Столяров, генеральный директор IRP Group, директор Института региональной политики, Управляющий партнер УК «Спутник». — То, что мы практикуем в финансовой части, нередко — подсудный инжиниринг. Но другого выхода нет. На мой взгляд, нужен фонд, который возьмет на себя финансовое обеспечение конкурсного процесса.

Эскизному проекту — правовое поле

А вот партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов предлагает «достроить» систему архитектурного проектирования, узаконив так называемый дизайн-проект (или, как его еще называют, эскизный проект).

— Отсутствие этой стадии в легальном поле очень затрудняет конкурсную практику, — размышляет Алексей Муратов. — Непонятно, на что проводить конкурс. С чем победит архитектор. А раз здесь нет четкого понимания, то никакой бюджет не станет выделять на это деньги.

По мнению Алексея Муратова, должен быть сформирован пакет конкурсных документов, куда входила бы и такая стадия проектирования, как эскизный проект. В противном случае проектировщик «…пошлет архитектора куда подальше на стадии практического проектирования».

Булат Столяров, в свою очередь, выступил с идеей учредить магистратуру, которая готовила бы специалистов по маркетингу пространственных изменений. То есть таких специалистов-архитекторов, которые были бы ближе к экономике, нежели к архитектуре. Свое видение проекта нужно уметь привязывать к инжинирингу, земельному и строительному законодательствам.

Биеннале для талантов

Есть ли у нас таланты? Безусловно. Но талантливым людям зачастую не хватает компетенции. Ее зачастую недостает потому, что молодые архитекторы мало проектируют. Особенно в регионах.

Исправить положение можно, считает российско-немецкий архитектор Сергей Чобан. Не так давно он выступил с идеей проводить Молодежную архитектурную биеннале.

— Нам архиважно выявлять то молодое поколение, которое будет жить в новой урбанистической среде. У этого поколения новые подходы, — подчеркивает Сергей Чобан. — Надо давать молодым больше проектировать. Причем это должна быть не «избушка лесника», а, например, полноценный проект целого квартала или даже градостроительная концепция небольшого города.

— Российским архитекторам вовсе не надо стремиться за рубеж. Для них масса задач в России. И нужно предоставить им пути личной творческой реализации, — продолжает архитектор. — Почему же так важно привлечь молодежь? Молодые люди не обладают страхами. И могут предложить нетривиальные решения. Надо дать им возможность это сделать.

Как сообщил Сергей Чобан, работы молодых архитекторов — победителей биеннале будут публиковаться в архитектурных журналах. Там, по замыслу, и должны их заметить инвесторы.

Фантазии губернаторов: клумбы и лавочки

Министр строительства Михаил Мень в общем солидарен с архитектурным сообществом. Более того, сейчас стартует большая программа по развитию городской среды. И идеи молодых, по его мнению, очень понадобятся.

— На обустройство дворовых территорий и общественных пространств выделено 42 млрд руб. Это огромные деньги. Но вот я беседовал с губернаторами, мэрами, — рассказывает министр. — Спрашивал: ну вот куда вы потратите такие большие средства? Знаете, фантазия у губернаторов небогата: цветочки, лавочки, фонарики — все!

Впрочем, по словам министра, это вовсе не значит, что те — непрофессионалы или плохо справляются со своими обязанностями. В жилищно-коммунальной сфере они — доки. Но что касается ландшафтного дизайна... Собственно, главы регионов и муниципалитетов совсем не обязаны знать такие вещи. Для этого есть специалисты. Пока же «смычка» между муниципалитетами и архитекторами практически отсутствует.

Еще одна проблема, по мнению Михаила Меня, — «размытость» статуса главных архитекторов субъектов, которым не подчиняются главные архитекторы городов. Это неправильно. Необходима четкая субординация.

Словом, проблемы есть. Но радует уже то, что появились социальные лифты (в виде конкурсов, фестивалей и т. п.), которые могут поднять молодого специалиста к вершинам профессии. И есть люди, которые озабочены созданием таких «лифтов». А значит, образовавшийся провал между архитектурными поколениями преодолим.

Елена Мацейко