timelapse

"Совершенствование массовых серий идет постоянно"

Темы в материале

Главной целью Государственной программы города Москвы на 2012 - 2016 годы "Градостроительная политика" является формирование благоприятной человеку городской среды. О внедрении в строительную практику научных разработок, об усовершенствовании законодательной базы и о новых подходах стройкомплекса Москвы к решению своей основной задачи корреспонденту "Московской перспективы" Юлии Щакиной рассказал руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как стройкомплекс принимает участие в организации научно-исследовательской деятельности.

- В Департаменте градостроительной политики города Москвы организовано проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по типологии жилых и общественных зданий, разработке нормативно-технической документации, новой техники, технологий и материалов, конструкций и оборудования. Ежегодно только в рамках актуализации нормативов для внедрения новой техники и материалов Департамент градостроительной политики объявляет несколько десятков конкурсов на разработку тем научно-исследовательских работ, проводятся заседания научных и экспертных советов.

В настоящее время есть потребность уточнить приоритеты в каждом направлении строительной науки и сосредоточить на них максимальные усилия. В частности, в областях дорожного и транспортного строительства, освоения парковочного пространства в условиях плотной городской застройки, проектирования, строительства и безопасной эксплуатации сложных и уникальных объектов, в том числе метрополитена, подземных и большепролетных сооружений, а также объектов социального назначения, в том числе детских садиков. Многие разработки касаются новых материалов, особенно в сфере энергосбережения.

- В прошлом году возобновил свою работу объединенный научно-технический совет и с тех пор собирается на постоянной основе. Какие вопросы им уже рассмотрены?

- На заседания выносятся вопросы, касающиеся градостроительства и проектирования. Так, в конце прошлого года мы рассмотрели архитектурные концепции типовых станций метро, новые проекты жилых домов с гаражами-стоянками, встроенными в наземные этажи.

Темой последнего заседания стал проект «Норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве». Этот документ для города не менее важен, чем Генплан или Правила землепользования и застройки. Он устанавливает нормативы, соблюдение которых определяет качество жизни в столице. В частности, в шаговой доступности должны быть: школа, станция метро и остановки общественного транспорта. Нормы и правила фактически впервые предписывают создание общественных пешеходных пространств и зеленых территорий, приближенных к местам проживания.

- Известна тематика следующих заседаний?

- До конца 2012 года состоится еще как минимум шесть заседаний совета. На ближайших планируется рассматривать вопросы энергосбережения. Еще два посвятим развитию дорожно-транспортной системы мегаполиса. Кроме того, предстоит обсудить вопросы разработки нормативно-технических документов проектирования и строительства, а также мероприятия по противодействию терроризму на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. На заседаниях научно-технического совета мы получаем от крупнейших специалистов отрасли квалифицированную экспертную оценку наших проработок.

- Используются ли научные разработки в строительстве транспортной инфраструктуры?

- Используются. Сегодня внедряются новые материалы и технологии строительства асфальтобетонных и бетонных дорожных покрытий, устойчивых к колееобразованию, трещинам и сдвигам. В ходе строительства метро и крупных объектов транспортной инфраструктуры в сложившихся районах реализовывается научно-техническое сопровождение, выполняющее натурные наблюдения, в том числе автоматизированные. Совершенствуются технологии подземного строительства, например, используются микротоннелирование, щитовые тоннелепроходческие комплексы. Наша задача - обеспечить нормативно-технической базой и актуальными техническими разработками все смежные департаменты, задействованные в транспортном строительстве.

- Какие изменения следует ожидать в массовом домостроении?

- При проектировании типовых зданий будет осуществляться поэтапный переход к энергоэффективным проектам. В 2011 году для всех серий массового индустриального домостроения (П44Т, П44К, П3М, П46М, КОПЭ-2000, ГМС-2001) по заказу предприятий-изготовителей нашим департаментом организованы разработки «Дополнений по энергосбережению». «Дополнения» получили положительное заключение Мосгосэкспертизы, введены в действие и уже применяются в строительстве. При подготовке документа были учтены требования федеральных законов № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» и № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Замечу, что совершенствование серий массового строительства, разработанных ГУП МНИИТЭП (П44Т, П3М и П46М), ОАО «Моспроект» (КОПЭ-2000) и ОАО «ЦНИИЭП Жилище» (ГМС-2001), идет постоянно. Эти проектные институты подготовили предложения о переходе от существующих серий к новым - с учетом модернизации домостроительного производства. Предприятия-изготовители, в свою очередь, составили и согласовали с отраслевыми департаментами задания на разработку модернизированных серий. При проектировании новых серий учитываются потребности Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по площадям и набору квартир в соответствии с нормами предоставления жилья.

- Каковы эти потребности?

- При переселении людей из сносимых домов требуется большое количество одно- и двухкомнатных квартир, поэтому проектные институты разрабатывают новые блок-секции действующих серий с увеличенным числом таких квартир с площадями, соответствующими требованиям Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Внедрены в строительство новые угловые секции с набором квартир для серии П46М (заказчик - ОАО «Главмосстрой») и П3М (заказчик - ОАО «ДСК-3»). Кроме того, новые жилые дома спроектированы с учетом требований по доступности для маломобильных групп населения.

- Внешний вид серийных домов не вполне удовлетворяет современным представлениям об эстетике…

- В настоящее время ведется интенсивная работа по модернизации фасадов всех серий жилых домов. Проектными институтами проработаны варианты применения накладных архитектурных деталей, использования различного вида остекления балконов, разнообразного решения лестнично-лифтовых узлов. Продумана установка кондиционеров на фасадах зданий. Производители освоили различные варианты цветовой отделки фасадов, обеспечивающие многообразие проектных решений. Например, для облицовки панелей ОАО «ДСК-1» и ОАО «ДСК-2» применяют плитку восьми цветов. ОАО «ДСК-2» также использует расширенную цветовую гамму при покраске фасадов.

- Как скажется на этом новый порядок выдачи колористических паспортов?

- Благодаря утвержденному в конце марта мэром Москвы Сергеем Собяниным новому регламенту, согласование цветового решения фасада стало бесплатным и по срокам занимает не более 35 дней. Колористический паспорт будет выдаваться в режиме «одного окна». Таким образом, устранен очередной административный барьер, что, безусловно, скажется на качестве исполнения работ по ремонту фасадов и новому строительству.

- Ведется ли обновление проектной базы для общественных зданий?

- Конечно. Модернизация имеющейся базы индустриального домостроения позволит оперативно выпускать изделия не только для жилых, но и для общественных зданий. Их можно будет легко «привязать» к участкам различной площади, конфигурации и ориентации. Департамент выступил заказчиком на разработку новых проектов детских дошкольных учреждений в различных конструкциях. Например, для пребывания 120 детей здания будут возводиться в сборно-монолитном исполнении, для 190 и 280 малышей - в монолите. В центре Москвы, где остро ощущается нехватка свободной земли, мы решаем задачу строительства зданий, в которых одновременно может находиться максимально возможное количество детей. Обязательно предусматриваются специальные меры для удобства детей с ограниченными возможностями.

- Это поможет решить, например, проблему дефицита мест в детсадах?

- Хочу заметить, что сегодняшняя проблема дефицита мест рано или поздно будет решена, и мы делаем эту работу, в первую очередь, ради того, чтобы пребывание в детских садах было максимально комфортным и безопасным.

- А как готовят рабочие кадры для строительного комплекса Москвы?

- Источником формирования рабочих кадров служат 10 колледжей строительного профиля и 6 учебно-производственных комбинатов. Среди учащихся этих образовательных учреждений не только те, кто получает первую и вторую профессии, но и специалисты, которые повышают свою квалификацию более чем по 60 направлениям, востребованным в строительной отрасли Москвы. Профильные учебные центры заключают договоры со строительными организациями, учащиеся проходят производственную практику, за ними закрепляются наставники, ребята получают заработную плату. Колледжам оказывается помощь в оснащении мастерских и учебных классов.

- Инженеров на стройках хватает?

- Потребность в инженерных кадрах практически полностью закрывается выпускниками вузов строительного профиля. Это МГСУ, МГГУ, МИИТ, МАДИ, МИКХиС, ТулГУ, РЭА имени Плеханова и ряд других. Они, в том числе, готовят специалистов по заказам предприятий. Существенная часть инженеров имеет диплом Московского государственного строительного университета. Мы сотрудничаем с этим и другими вузами и в научно-технической сфере, поскольку заинтересованы в квалифицированных кадрах для реализации перспективных градостроительных проектов.