timelapse

Станции метро станут вокзалами

Темы в материале

Власти Москвы озвучили планы по строительству транспортно-пересадочных узлов в столице. Их будет 279. На заседании научно-технического совета департамента строительства обсуждались расположение и начинка будущих ТПУ. Сроки реализации пока не определены, но, как говорят в ведомстве, уже сейчас есть желающие заняться возведением этих сооружений. Один из таких операторов - ОАО «РЖД», которое вместе с метрополитеном готово взять на себя обязанности по возведению по меньшей мере 55 мини-вокзалов, в том числе возле станций подземки, не имеющих никакой связи с железной дорогой.

Из 279 ТПУ на территории Москвы 198 расположат на существующих станциях метрополитена и железной дороги, 31 – на Малом кольце Московской железной дороги, 50 - на новых станциях метрополитена.

Проектировать и строить станции Московского метрополитена и транспортно-пересадочные узлы следует как единый инженерный комплекс. Такой подход, считают в департаменте строительства, позволит не допустить взаимных ошибок в проектировании или необходимости перепроектирования. Взаимоувязка по срокам строительства избавит пассажиров от временных неудобств. Кроме этого отпадает необходимость повторного выхода на стройплощадку для строительства «перехватывающих» парковок, обособленных перронов посадки-высадки пассажиров, внеуличных пешеходных переходов и других объектов.

Как сказал заместитель руководителя департамента строительства Владимир Швецов, «хорошо, что мы строим дороги и выделенные полосы для общественного транспорта, увеличиваем протяженность линий и количество станций метрополитена. Но проблему перевозки пассажиров удастся решить, только создавая условия для быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой».

На заседании научно-технического совета прозвучала информация о том, что сегодня не менее пяти организаций готовы принять участие в работе над ТПУ. Одна из таких, ОАО «РЖД», уже вплотную занялись проектированием. Совместно с ГУП «Московский метрополитен» они создают ведомство, которое станет возводить транспортно-пересадочные узлы в столице. Пока утвержден список из 55 узлов. Большая их часть разместится около железнодорожных станций. Однако 8 из них не имеют никакого отношения к железной дороге.

«Изначально предполагалось, что мы займемся только теми узлами, которые имеют выход к железнодорожной инфраструктуре. Но властям понравилась наша работа на привокзальных площадях, и от жесткой привязки отказались», - говорит начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко.

В 2012 году дирекции передали еще восемь станций метрополитена, никак не связанных с железной дорогой. Сейчас, по словам господина Писаренко, идет оформление договоров аренды земельных участков, символическая плата по которым в соответствии с решением правительства Москвы составит один рубль в год.

Городским властям выгодно сотрудничать с РЖД, поскольку железнодорожники реализуют проекты полностью на собственные средства. «В результате государственно-частного партнерства мы получим благоустроенные пересадочные узлы, не тратя на их создание бюджетные средства», - говорит глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Проектный офис дирекции - компания «РЖД - развитие вокзалов» заканчивает разработку проектной документации на обустройство 18 первоочередных ТПУ. Из них десять имеют связь с железной дорогой (рядом с метро «Выхино», «Дмитровская», «Петровско-Разумовская», «Тушинская», «Тимирязевская», «Царицыно», «Электрозаводская», «Кунцевская», «Лианозово», «Нагатинская»), а восемь («Бибирево», «Медведково», «Молодежная», «Домодедово», «Бульвар Дмитрия Донского», «Ясенево», «Полежаевская» и строящаяся «Пятницкая») - нет.

Первоначально работа на этих узлах будет включать в себя лишь благоустройство территории, подобно тому, как это делается сейчас возле «Войковской» и «Речного вокзала». Перечень работ по обустройству прилегающих территорий включает ликвидацию несанкционированной торговли, рекламных конструкций и стихийных парковок, оптимизацию пассажирских потоков, создание плоскостных перехватывающих парковок, установку санитарно-гигиенических модулей взамен туалетных кабинок и т.д.

Капитальные сооружения, которые прозвали минивокзалами и метровокзалами, здесь планируется построить позже. По словам Максима Ликсутова, параметры и наполнение ТПУ будет утверждать городской департамент транспорта. Приоритет получит торговля сопутствующими товарами – печатной продукцией, цветами, бижутерией, а также фастфуд. Каждый объект должен включать многоуровневый перехватывающий паркинг.

Пока в РЖД посчитали объем инвестиций только в восемь приоритетных проектов (у станций метро «Выхино», «Царицыно», «Дмитровская», «Петровско-Разумовская», «Тушинская», «Тимирязевская», «Курская» и «Электрозаводская»). «Суммарно вложения оцениваются в 27 млрд рублей, включая затраты на реконструкцию Курского вокзала», - отметил Дмитрий Писаренко.

Основные параметры

  • Максимальное время пересадки не должно превышать трех минут;
  • зона пересадки должна быть защищена от атмосферных осадков;
  • плотность пассажиропотока не должна превышать 1,5 пассажира на квадратный метр;
  • запас пропускной способности улично-дорожной сети на подъезде к ТПУ должен составлять не менее 10%.

Обязательные объекты

  • Перехватывающая или муниципальная автостоянка,
  • отделение полиции,
  • информационная служба,
  • пункты общественного питания,
  • пункты бытового обслуживания,
  • медпункт,
  • комната матери и ребенка,
  • туалеты,
  • площади для торговли сопутствующими товарами.