timelapse

Татьяна Гук: в едином стиле для всего города нет смысла

Темы в материале

Новый главный художник Москвы о том, как победить дурновкусие в городе.

За внешний облик столицы теперь будет отвечать Татьяна Гук - раньше должность, которую она заняла, называлась "главный художник Москвы". "Московские новости" поговорили с ней о том, какого цвета не хватает Москве, как привить художественный вкус чиновникам и жителям и можно ли сравнить город с женским гардеробом.

- Пока вы не начали задавать мне вопросы, сразу попрошу не называть меня главным художником города. Этот ответственный пост занимал Игорь Воскресенский. Моя новая должность звучит как «заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы». Звание главного художника надо заслужить.

- Хорошо, тогда поясните, пожалуйста, что вам поручено сделать с городом: раскрасить его новыми красками, изменить архитектурный стиль, украсить цветами?

- Если коротко, моя задача – формировать внешний архитектурный облик города, корректировать, улучшать его. Для этого мы создаем правила – нормативную базу. В соответствии с этими правилами должен быть установлен четкий порядок и колористического оформления фасадов, и архитектурного стиля, и цветочного оформления, тогда у нас не появится ничего, что портило бы внешний облик столицы.

- Какая Москва досталась команде Москомархитектуры? Как можно описать современную столицу с позиции художника: каких цветов не хватает, а каких, возможно, надо избегать?

- Нет плохих цветов, есть плохие сочетания. В Москве очень богатая цветовая гамма, особенно в исторической части города. Каждый стиль диктовал новую колористику. К примеру, когда в город пришел классицизм – преобладала охристая гамма. Модерн привнес разные оттенки пастельной гаммы: серый, жемчужно-розовый, грязно-фиолетовый. Советское время, конструктивизм, выражение функций в форме – и в городе преобладали бетон, грубые штукатурки. Сталинский ампир добавил в детали фасадов терракоты, лазурита. В эпоху индустриализации утратился эффект индивидуальности, эстетика фасада стала вторичной. При Хрущеве людей стали переселять из коммуналок в пятиэтажки, не задумываясь о цветовой гамме или лепнине. Важно было обеспечить москвичей отдельными квартирами. В конце ХХ века многоэтажными коробками застраивались спальные районы. В итоге теперь мы очень хорошо понимаем, что жилье должно быть не только доступным, но и достойным. Поэтому повторюсь, что плохих цветов нет, важно создать комфортную среду, чтобы сочетались и стили, и цвета.

- А можно сравнить цвета города с женским гардеробом? У вас какие любимые цвета?

- Я не выделяю какой-то определенный цвет. И если уж речь пошла о гардеробе, то у меня и одежда, и аксессуары разных цветов и оттенков.

- Как решить проблему с отсутствием стиля и вкуса у тех, кто занимается оформлением витрин, улиц?

- Проблема в том, что в России все разбираются в футболе, в медицине и в художественном оформлении. Все уверены, что лучше всех знают, какие цвета сочетаются, какие стили выглядят наиболее выигрышно. В итоге получается то, что получается. Кстати, архитекторы, как и медики, учатся шесть лет. Это говорит о чем-то? Да, художника, как известно, может обидеть каждый. Но дурновкусие тоже существует. Именно поэтому мы и создаем нормативную базу, которая бы позволила говорить, какие критерии и требования мы выдвигаем при оформлении города.

- Как вы считаете, можно ли привить вкус чиновникам, принимающим решения, и жителям города, которые в нем живут? Как это сделать?

- Все наши коллеги в дружественных нам Департаментах стараются улучшить город. Часто они сами обращаются к нам за советом. Мы регулярно отправляем им свои предложения. И – спасибо им – все чаще они к нам прислушиваются. Диапазон того, что делается в городе, большой. Вспомните, ведь не так давно во двор вообще было невозможно войти, негде было погулять с детьми. А теперь в трети дворов – площадки с резиновым покрытием. Во дворах появилось освещение, теперь много света, не страшно идти вечером. Сейчас обсуждаем вопрос о подсветке Садового кольца и ТТК. Конечно, еще много всего предстоит улучшить и создать нового, но мы шагнули на другой уровень восприятия городской среды.

- Надо ли стремиться к созданию единого стиля, или каждый район должен выглядеть по-своему? Если так, то каким должен быть стиль районов?

- Хорошо ли иметь единый стиль района, города? Я уверена, что в этом нет смысла. Чем разнообразнее городская среда, тем лучше. Просто надо понимать, где и как употреблять конкретную архитектурную форму. Это персональное качество каждого архитектора и художника – тактичное отношение к тому, где ты работаешь, что ты создаешь.

- Цветочное оформление столицы сильно отстает по качеству от оформления европейских городов? Если да, почему так происходит?

- Цветочное оформление – тема, которая может формировать образ города. У Москвы есть хороший опыт общения с этой темой. В Воронцовском парке был потрясающий фестиваль цветников, посвященный Году семьи и детства. Это была настоящая сказка для детей, можно было приходить и гулять всей семьей. Сергей Капков провел подобный цветочный фестиваль в 2012 году в парке Горького. Надо продолжать этим заниматься. Необходимо разработать сценографию пространства. Но если во всем городе ее сложно реализовать, то на отдельных площадках это будет уместно и красиво.

- Отдельные площадки с фестивалями цветов – чудесно. А как быть с клумбами, которые нередко не украшают, а уродуют город? К примеру, выложенные из цветов названия районов или возраст Москвы?

- Да, бывает ужасно. Для того чтобы соблюсти геометрию цветника, надо подбирать соответствующий ассортимент: ведь есть вертикально стоящие цветы, есть стелющиеся, есть те, которые формируют валик, – это я вам учебник по дендрологии цитирую. Просто цветники нужны в определенных местах, высаженные с учетом всех необходимых условий. А это зависит от профессионализма тех, кто их оформляет.

Несколько лет назад сотрудники управ и инженерных служб в понедельник приехали с дач и привезли цветы, выкопанные из своих личных садов-огородов. Они их сажали в городские клумбы. Оказалось, бывший Мэр побывал в Питере, где очень красивое и закономерное цветочное оформление. Видимо, сказал, чтобы и столицу украсили. Цветы посадили буквально на каждом клочке земли. В итоге после приезда какой-то голландской делегации кто-то из гостей написал в статье, что «в Москве – цветочная диарея». Вот чтобы ее не было, не надо много цветов. Надо к месту и по делу.

- Ваше любимое место в Москве, где ничто не раздражает глаз художника?

- Придите на Театральную площадь. Посмотрите вокруг. Видны гостиницы «Националь» и «Москва», Большой и Малый театры, здание ЦУМа, все на своем месте и все создает ансамбль. Идеально.

- Как научить горожан видеть красоту?

- У Кевина Линча в «Образе города» очень хорошо написано о жителях. Красота – она в том числе и в культуре поведения. Когда заклеивают объявлениями остановки, делают надписи на асфальте, кидают мусор на газоны, красоту не видно. Столица может быть и красивой, и комфортной для жизни. Надо поддерживать порядок, любить свой город. И почаще смотреть не только под ноги, но и на то, что вокруг.

Татьяна Гук

Родилась в 1975 году в Орле. В 1998 году окончила МАРХИ по специальности архитектор. С 1994 по 1999 год работала в мастерской архитектора Бавыкина. В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию, кандидат архитектуры. Преподает в Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института. В Москомархитектуре с 2011 года занимала должность заместителя начальника Управления ландшафтной архитектуры, комплексного благоустройства и дизайна городской среды.