timelapse

Территория комфорта

Темы в материале

Как реорганизуют систему общественного транспорта столицы?

Как показывает мировой опыт, дорожные проблемы мегаполисов решаются тогда, когда власти отдают приоритет общественному транспорту. Создать современную систему пассажиропотоков помогают транспортно-пересадочные узлы, объединяющие все маршруты в единую сеть.

Загрузим транспорт, разгрузим дороги

Москва столкнулась с транспортными трудностями позже многих мегаполисов, и, изучив зарубежные «работы над ошибками», столичные власти будут решать наболевшие проблемы лишь проверенными методами. «Программа строительства ТПУ абсолютно новая, ее в нашей стране, по большому счету, никто не знает, - говорит Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. - Мы пригласили иностранных экспертов, у которых есть подобные успешно реализованные проекты. Сейчас наши специалисты работают вместе с ними, набираются опыта».

Разобраться в нынешней сложной схеме пересадок и выстроить оптимальный маршрут зачастую не под силу даже коренному москвичу (особенно когда речь идет о «чужом» районе) - из-за этого и возникает неравномерная загрузка транспорта. Связать столичную «пассажирскую» сеть воедино, сделать ее понятной как раз и призваны транспортно-пересадочные узлы. Международная практика доказывает, что удобные пересадки могут обеспечить резкий рост популярности общественного транспорта у горожан.

«Основное предназначение ТПУ - создание благоприятных и безопасных условий для пересадки с одного вида транспорта на другой (по аналогии с переходом между станциями метро)», - говорит Андрей Бочкарев, руководитель Департамента строительства Москвы. В текущей городской программе заложены проектирование и строительство не менее 163 капитальных и 92 плоскостных узлов. Располагать их будут равномерно по всей столице, согласно принятой в 2012 г. отраслевой схеме. За разработку проектов и строительство ряда ключевых ТПУ в системе московского метрополитена отвечают специалисты инжиниринговой компании «Мосинжпроект».

Единой модели ТПУ не существует - проект и площадь очень сильно зависят от местоположения и видов транспорта. Небольшие ТПУ объединят от одного до трех видов общественного транспорта и перехватывающую парковку.

На крупных узлах можно будет сделать пересадку между метрополитеном, железной дорогой, наземным общественным и личным транспортом. Кроме того, на территории крупных ТПУ будут находиться социальные и бытовые учреждения, где пассажиры, не теряя времени, смогут решить свои насущные вопросы.

И в метро спуститься, и в кафе посидеть

Крупные ТПУ уже доказали свою эффективность в разных странах мира. Взять, к примеру, узел Shinagawa, расположенный в одном из центральных районов Токио. На 5,3 га спроектирован крупнейший транспортный хаб (узел), обеспечивающий комфортную пересадку на скоростную электричку, едущую на запад страны, 4 линии железных дорог, 2 ветки наземного метро, 10 линий скоростного внеуличного транспорта, а также на автобус и на такси. Авторы придумали, как сделать единую пешеходную платформу, где удобнее всего покупать билеты, как разместить залы ожидания и магазинчики, кафе и информационные службы.

Надо сказать, что за такие проекты все чаще берутся известные дизайнеры, превращая изначально скучные функциональные помещения в арт-объекты, украшающие городское пространство. Таков проект строящегося в Сан-Франциско транспортного хаба Transbay, разработанный студией архитектурного дизайна Pelli Clarke Pelli Architects. Этот ТПУ не просто свяжет 11 маршрутов городского транспорта, но и соединит мегаполис с окружающим его регионом и всей ж/д системой страны. Важной частью узла является «зеленая» крыша с парковой площадью в 2,2 га - Transbay задуман как городской оазис с кафе, игровыми площадками, зонами для пикника.

Московские транспортные хабы устроят по тому же принципу - москвичам предоставят множество разнообразных сопутствующих услуг.

«Мы прорабатываем идею создания в ТПУ нового вида офисов - флекс-спейсов, - рассказывает Антон Татарчук, руководитель ряда проектов ТПУ ОАО «Мосинжпроект». - Речь идет о небольших промышленных производствах. Такой вид офисов в первую очередь направлен на развитие местного малого и среднего бизнеса».

И самое главное: после реализации программы строительства ТПУ эксперты ожидают, что время поездок по Москве сократится на 15%, автомобильный трафик на дорогах снизится на 20 тыс. автомобилей в утренние часы пик. В целом же пересадочные узлы увяжут реконструированную транспортную систему мегаполиса в единое целое, создав комфортные условия передвижения для всех.