timelapse

Третий. Триумфальный

Темы в материале

Сергей Собянин нашел еще один выход со станции метро "Маяковская".

Московские власти передают часть здания бывшего "Колбасного дома" на Тверской улице с выходом со станции метро "Маяковская" на баланс столичной подземки. До конца года закрытый восемь лет назад вестибюль должен быть введен в эксплуатацию. Работы администрация метрополитена будет вести за счет собственных средств, поскольку предыдущий опыт привлечения инвесторов на подземные сооружения оказался неудачным.

На минувшей неделе, когда на московском транспорте вступило в действие новое тарифное меню, столичный мэр Сергей Собянин прокатился на метро до станции «Маяковская». Осмотрев объект, градоначальник потребовал в кратчайшие сроки открыть заколоченный в 2005 году выход к зданию Интерфакса на четной стороне Тверских улиц (он станет третьим выходом с «Маяковской»). «Это, конечно, безобразие, что закупорен дополнительный вход на станцию метро «Маяковская». Я даю вам поручение обследовать это здание на выходе из метро. Мы вам его передадим на баланс», – сказал господин Собянин, обращаясь к начальнику метрополитена Ивану Беседину.

Трехэтажный доходный дом на углу Тверской и Садовой-Триумфальной улиц существует в современном виде со второй половины XIX века. В основе этой постройки – здание середины XVIII столетия, от которого сохранились лишь обширные подвалы. «Хотя сведений о том, что этот дом строил кто-то из известных зодчих, нет, здание все равно весьма ценное – одно из немногих в этом районе, сохранившее типичные фасады и пространственную структуру середины XIX века», – рассказывает Борис Пастернак, архитектор-реставратор, внук поэта Бориса Пастернака.

Дом на Тверской, 30, примечателен своими коваными балконами, а крыша служит образцом традиционного московского типа кровли: двускатная, крытая железом, со множеством дымоходов и слуховых окон. У дома есть и мемориальное значение. «В угловой мансарде в 1860-е годы жил художник Василий Перов и даже написал здесь несколько известных картин: «Утопленница», «У последней заставы», «Похороны крестьянина», – рассказывают в общественном движении «Архнадзор». В советский период там располагался гастроном с большим выбором колбасных изделий, после чего здание получило название «Колбасный дом».

В последние годы строение то собирались включить в список памятников, то отказывались от этой идеи, что всякий раз препятствовало началу работ по его реконструкции. В итоге дом пришел в негодность, его обтянули строительной сеткой, а расположенный в нем выход со станции метро «Маяковская» законопатили. «Городу принадлежит часть здания с выходом из метро. Она и будет передана на баланс метрополитена», – пояснил «МП» заместитель мэра Марат Хуснуллин.

В течение двух месяцев строение обследуют, после чего до конца года администрация подземки должна будет отремонтировать и открыть вестибюль. Дальнейшую судьбу оставшейся части «Колбасного дома» городские власти определят вместе с собственником. «Теоретически администрация метро могла бы привлечь к ремонту выхода инвестора, передав ему свою долю в «Колбасном доме» под коммерческие площади», – отмечают эксперты рынка. Однако метрополитен будет вести работы за свой счет, имея перед глазами соседнюю площадку, превратившуюся в долгострой.

Второй выход со станции «Маяковская», расположенный напротив здания Минэкономразвития, в свое время предлагалось сделать первым инвестиционным проектом в истории метрополитена Москвы. Площадку над веткой метро по адресу 1-я Тверская-Ямская, вл. 2, в 2002 году передали в аренду девелоперу, который сначала собирался возвести там многофункциональный комплекс, а затем гостиницу в итальянском стиле на 300 номеров.

Однако сроки сооружения отеля всякий раз откладывались. «Первоначально комплекс на участке 0,6 га планировалось построить в 2004–2006 годах, потом сроки проектирования были перенесены на июнь 2011 года, но и по сей день активных работ на объекте не ведется», – отмечают в мэрии.

Тем временем новый выход был благополучно открыт в сентябре 2005 года. Городские власти объявили, что формально девелопер выполнил обязательства: в казну им было направлено более 7,5 млн долл. арендных платежей за землю, которые вложили в сооружение вестибюля. «По существу, где-то до 2003 года работа выполнялась недостаточными темпами. Изменение ситуации, появление новых источников финансирования дали нам возможность интенсифицировать строительство, и в течение полутора лет основные работы были активно выполнены», – заявил на церемонии открытия нового выхода тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. «Фактически застройщик участка инвестировал в бюджет, а бюджет финансировал стройку», – добавил бывший в то время начальником метрополитена Дмитрий Гаев. Однако в чистом виде инвестпроектом этот объект назвать можно с большой натяжкой.

Сейчас городские власти ведут переговоры с арендатором участка об уменьшении объемов строительства. «Инвестор планировал возвести гостиницу площадью 46 тыс. кв. метров, мы же предложили правообладателю земли придерживаться нормативов плотности застройки – 25 тыс. кв. метров на гектар, что фактически вдвое меньше заявленных объемов», – рассказывает Марат Хуснуллин. Если взаимопонимания с девелопером достигнуто не будет, городские власти намерены расторгнуть контракт через суд. «Мы без труда выиграем процесс, так как у инвестора есть проблемы со строительной документацией», – подчеркивают в горадминистрации.

Какие еще выходы со станций могут открыть

Центр Probok.net предлагает открыть многие ныне закрытые выходы из подземки. Кроме выхода из «Маяковской» на четную сторону Тверской улицы предлагается открыть вестибюль на Арбат со станции «Арбатская» Филевской линии, вторые выходы станций «Печатники» и «Выставочная». Кроме того, по данным общественных порталов, для пешеходов было бы полезно открыть ныне законсервированный выход со станции «Ленинский проспект» (в центре зала). По идее советских архитекторов, он должен был вести на станцию «Площадь Гагарина» Малого кольца МЖД, которая так и не была построена. Также предлагается «воскресить» станции-призраки, например, метро «Советская» (между «Театральной» и «Тверской»). Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади, но так и не была построена. Впоследствии центральный зал «Советской» был трансформирован в отлично защищенный бункер для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Станция «Первомайская» (в отличие от «Советской») была реально действующей станцией и первоначально располагалась за «Измайловским парком», в здании электродепо «Измайлово». Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии в 1954–1961 годах. Открыта 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от станции «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»). Закрыта 21 октября 1961 года после открытия участка «Измайловская» – «Первомайская» (новая). В настоящий момент платформа разобрана, на ее месте сооружен дополнительный тупик. В вестибюле оборудован актовый зал. С 1964 по 1974 год название «Калужская» носила временная станция, открытая в здании депо «Калужское» (ул. Профсоюзная, 59). На станции было два тупиковых пути. Украшения отсутствовали: асфальтовая платформа, беленые стены, стандартные промышленные светильники, подвешенные к конструкциям перекрытия. Платформа непосредственно переходила в вестибюль с кассами и турникетами. После того как в 1974 году линию продлили до «Беляево» и была открыта современная станция «Калужская», временную станцию закрыли.