timelapse

"Юлия" в поле

Темы в материале

Тоннелепроходческий щит на строительстве Третьего пересадочного контура (ТПК) Московского метрополитена прошел первую сотню метров. Канадский щит Lovat стартовал от будущей станции метро "Ходынское поле" в сторону соседней "Хорошевской". Корреспондент "Московской перспективы" наблюдал, как идут работы на новой линии подземки и с удовольствием "познакомился" с Юлией-Lovat.

По правому тоннелю

Тоннелепроходческий щит идет по правому тоннелю в сторону станции «Хорошевская»от будущей станции «Ходынское поле». Его в торжественной обстановке с участием главы стройкомплекса Марата Хуснуллина запустили в августе. Это был исторический момент: старт проходки на Третьем пересадочном контуре - новом кольце столичного метрополитена.

Канадский щит Lovat по метростроевской традиции был назван женским именем Юлия. Она «девушка» опытная, уже прошла большой участок - тоннели от станции «Парк Победы» до «Строгино» Арбатско-Покровской линии.

«Ходынское поле» - стройплощадка образцовая. Среди 88 площадок, где на сегодняшний день ведется строительство метро, городские власти признали ее лучшей. Не скажешь, что это стройка. Если не видеть котлована, объект напоминает промышленную площадку какого-нибудь международного концерна.

Стройплощадка № 9 является центральной для участка ТПК от станции «Нижняя Масловка» до «Делового центра». Здесь находятся два общежития, душевой комбинат и столовая на 600 рабочих. Кроме того, здесь расположены растворобетонный узел, складские и контейнерные площадки и штаб строительства.

Ее дело - труба

С наступлением осени на улице стало прохладно, однако в тоннеле, где трудится «Юлия», очень жарко. К тому же здесь большая влажность, так как грунты водонасыщенные. Ощущения - как в парилке. В непростых атмосферных условиях трудится бригада проходчиков, которые монтируют тюбинги. Составные бетонные части будущего тоннеля скрепляются толстыми металлическими стержнями и стягиваются болтами. Срок службы получившегося кольца - сотни лет. Подрядчики изготавливают эти «лепестки» на заводе в Подмосковье из высококачественного бетона.

Раньше метростроителям приходилось все работы выполнять вручную. Сейчас «Юлия» при помощи большого шестиметрового вращающегося ножа роет грунт, который потом по специальным рельсам на мотодрезине поднимается на поверхность. Вперед щит толкают домкраты, которые крепятся к последнему смонтированному круговому элементу тоннеля.

«Думает» канадская «девушка» при помощи современного компьютера, который контролирует и координирует работу всего комплекса. Он же не дает щиту уйти от заданных координат, поскольку в проходке метро не допускается отклонение от маршрута. Координаты комплекса сверяются по спутниковой навигации, для этого на стенке тоннеля монтируются специальные датчики, которые по мере проходки переносятся на новые кольца.

Фактически «Юлия» оставляет позади себя готовый тоннель, в который остается только уложить рельсы для будущих поездов и коммуникации.

Канадка уже проделала стометровку. В следующем году она придет на место будущей станции «Хорошевская».

Не глубоко копают

Изначально «Ходынское поле», так же, как и все другие станции пилотного участка ТПК, проектировалась как станция глубокого заложения, строить ее предполагалось закрытым способом. «Срок сооружения станции глубокого заложения – минимум 3,5 года, стоимость - в два раза выше, чем для станции мелкого заложения», - говорит заместитель руководителя департамента строительства Москвы Владимир Швецов.

Потом подрядчики – ЗАО «Объединение «ИНГЕОКОМ» совместно с комплексом градостроительной политики Москвы пересмотрели расположение станций и смогли найти возможность все станции, кроме одной, построить открытым способом.

Таким образом, «Хорошевскую», «Ходынское поле», «Шелепиху» и «Петровский парк» сделают мелкого заложения, опустив примерно на 18-25 метров от уровня земли, только «Нижнюю Масловку» закопают глубже остальных - на 65 метров.

- Весьма сложно найти место для расположения станции в застроенном районе. Приходится сталкиваться с огромным количеством обременений, - говорит руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв.

Пилотный участок ТПК проходит фактически в центре города, где много различных строений, охраняемых природных зон. Яркий пример - пересадочная с Замоскворецкой линией станция «Петровский парк». В непосредственной близости от строительной площадки идет реконструкция стадиона «Динамо», а рядом находится особо охраняемая природная территория.

Была идея встроить станцию в сам стадион. Это было бы удобно и необычно. Чтобы попасть на арену, не нужно выходить на улицу. Однако проектировщики поняли, что реконструкцию стадиона пришлось бы заморозить на полтора года. А этого допускать нельзя, поскольку он готовится принять игры чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Еще одна сложная площадка - будущая станция ТПК «Хорошевская». Ее первоначально планировалось разместить под зданиями Россельхозакадемии, а для этого потребовалось бы несколько сооружений снести. Что весьма дорогое удовольствие, поскольку велика сумма компенсационных затрат. В результате вместо академических корпусов демонтированы лишь несколько слесарных мастерских Мосводоканала. Также в зону застройки попали около 80 металлических гаражей.

В общей сложности строители активно осваивают 11 площадок пилотного участка Третьего пересадочного контура. На помощь «Юлии» в следующем году придут еще несколько «девушек». Всего на ТПК планируется задействовать пять тоннелепроходческих щитов.

Параллельно департамент строительства ведет проектирование остальной части будущего кольца. Общая стоимость ТПК, по словам Андрея Бочкарёва, оценивается в 240-250 млрд рублей - это четверть всех средств, выделяемых на метростроение до 2020 года.