timelapse

Все идеи - в одну копилку

Темы в материале

Жюри Международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации назвало команды, предложившие по каждой из номинаций наиболее проработанные проектные решения. Лучшей командой в номинациях по развитию Московской агломерации и развитию Москвы в ее новых границах назван коллектив Antoine Grumbach et Associes (Франция), а победителем в номинации на лучшее решение по новому федеральному Правительственному центру – Urban design associates (США).

Объявленный в январе нынешнего года конкурс стал крупнейшим событием не только для московских и российских градостроителей. Не так часты подобные творческие соревнования на столь высоком уровне и в мире. А в столице собрались крупнейшие урбанисты из 19 стран. На конкурс было представлено 67 заявок, из которых экспертами по объявленным условиям было отобрано десять команд. Среди них архитектурное бюро «Остоженка» (Россия), архитектурно-дизайнерская мастерская профессора А. А. Чернихова (Россия), Московский архитектурный институт (государственная академия) (Россия), ФГБУ «ЦНИИП градостроительства» РААСН (Россия), Antoine Grumbach et Associes (Франция), LAUC (Франция), Office for Metropolitan Architecture (Нидерланды), Ricardo Bofill (Испания), Studio ASS SECCHI – VIGANO (Италия) и Urban design associates (США). Стоимость каждого контракта, заключенного с командами заказчиком ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», составляет 250 тысяч евро.

Это было настоящее творческое соревнование профессионалов самого высокого уровня. Эксперты выносили свое заключение по каждому этапу конкурса. С дистанции сошла только одна команда.

А окончательное заключение по тому, какой из коллективов предложил по номинациям конкурса наиболее проработанные проектные решения, предстояло сделать жюри, утвержденному в конце конкурса Мэром столицы. В него вошли президент Союза архитекторов России Андрей Боков, декан Высшей школы урбанистики университета «Высшая школа экономики» Александр Высоковский, испанский урбанист, президент Фонда метрополии Алфонсо Вегара, куратор проекта «Большой Париж», бывший министр по вопросам городского хозяйства Франции Морис Леруа, советник министра транспорта США Вукан Вучик, член Берлинской палаты архитекторов Хильдебранд Махляйдт. Возглавил жюри заместитель Мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

«Мы должны снять шляпу перед Правительством Москвы за организацию столь представительного и профессионального конкурса, – таково мнение Мориса Леруа. – Безусловно, каждый архитектор привнес что-то свое, но общий высокий уровень конкурсантов позволил, безусловно, сконцентрировать внимание на основных проблемах». Он отметил, что практически у всех конкурсантов есть большой опыт в урбанистике и развитии крупных территорий.

Высокий уровень проведения конкурса отметили все члены жюри.

Вукан Вучик выразил благодарность Правительству Москвы за внимание к транспортной проблеме при разработке проекта. «В настоящий момент основной проблемой является транспорт, и мне было приятно видеть, что Правительство Москвы большое внимание уделяет этой проблеме», – сказал он. Вукан Вучик признался, что изначально он скептически относился к идее перемещения учреждений за пределы города, однако сейчас считает, что создана хорошая база, исходя из которой можно развивать этот проект. Важно, отметил Вучик, «что мы не ориентируемся на один конкретный проект, а перенимаем черты из всех».

И тем не менее авторитетное жюри, которое в течение нескольких дней независимо друг от друга детально анализировало все проекты, пришло к общему мнению. Его в среду сообщил журналистам на пресс-конференции Марат Хуснуллин. Из девяти команд, дошедших до финала, только французская «Antoine Grumbach et Associes» наиболее точно определила границы агломерации и сделала проектные проработки по Большой Москве. Представлявшая США команда «Urban design associates» дала наилучшее решение по новому федеральному Правительственному центру.

Однако, подчеркнул Хуснуллин, во всех проектах команд, участвовавших в конкурсе, содержится много очень интересных решений, которые будут обязательно использованы в дальнейшей практической работе. После подведения итогов конкурса Москва займется «отработкой конкретики» по предложениям его участников. «Взяв за основу все материалы, мы начинаем составлять техническое задание на проект Генерального плана Москвы», – сказал он.

Власти столицы намерены обсудить с Московской областью, какие места должны стать центрами развития столичной агломерации. Решающее же значение будет иметь объем средств, которым будет располагать Москва для реализации проекта. Что касается реализации транспортных проблем на новых территориях столицы, то они у города имеются.