timelapse

Выход в центр

Темы в материале

В исторических районах построят новые станции метро.

Осенью этого года метростроители приступят к самому сложному участку "Программы-2020". Три новые станции появятся в самом сердце российской столицы, в ее центральной части: возле храма Христа Спасителя, здания МИД на Садовом кольце и напротив гостиницы "Украина". "Волхонка", "Плющиха" и "Кутузовский проспект" станут продолжением на юго-запад Калининско-Солнцевской линии, которая сейчас заканчивается "Третьяковской".

Несмотря на то что работы еще не начались, сложнейшую стройку последних десятилетий планируют завершить уже в 2015 году.

Глубокая сложность

В Москве сегодня реализуется самая масштабная за всю историю программа по строительству метрополитена. До 2020 года планируется построить почти 150 километров новых линий и 67 станций. Как отмечает глава департамента строительства Андрей Бочкарёв, для выполнения этой работы потребуется сконцентрировать все имеющиеся материальные и технологические ресурсы. Руководитель ведомства среди прочих выделяет три станции на участке Калининско-Солнцевской линии между станциями «Третьяковская» и «Деловой центр». «Сейчас планируются все мероприятия, необходимые для начала строительства участка Калининско-Солнцевской линии метро от станции «Третьяковская» до «Делового центра». Она, пожалуй, самая тяжелая из всех, которые мы строили за последние 30 лет. Во-первых, это линия глубокого заложения. Кроме того, сложности связаны с освобождением площадок в зоне расположения вестибюлей и выходов метро».

Возможно, новые станции и не станут самыми глубокими в Москве (сейчас глубже всех расположена станция «Парк Победы», почти 90 метров под землей), но работы придется вести на большой глубине, около 50 метров.

Строительство станций глубокого заложения имеет свою специфику. Основные работы строители вынуждены вести ручным способом. Если, например, при возведении тоннеля легкого метро Бутовской линии подрядчики проходят при помощи высокотехнологичного щита 10-15 метров в сутки, то на большой глубине цифры на порядок ниже.

Генеральный директор Мосметростроя Евгений Кашин в одном из своих интервью отмечает: «В строительстве метро глубокого заложения по сравнению с 1931 годом ничего, по сути, не изменилось. Стоит забой, работают шесть мужчин, так как больше поместиться не может, двое - с отбойными молотками, все в резиновых костюмах, сверху льется вода. Геологии же не важно, какой сейчас век: вода всегда бежит сверху вниз, с потолка за шиворот».

Протяженность нового участка Калининско-Солнцевской линии составит 5,1 километра, она пройдет через исторический центр Москвы под территориями районов Якиманка, Хамовники, Арбат, Дорогомилово и Пресненский и выйдет в ММДЦ «Москва-Сити». Ввод трех новых станций в эксплуатацию первоначально был запланирован на декабрь 2015 года. Однако на состоявшейся в конце минувшей недели пресс-конференции президент Союза московских архитекторов, главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков заявил, что строители попытаются сдать центральный участок Калининской линии уже в следующем году. Общая стоимость строительства составит около 49 млрд рублей. По предварительным подсчетам, только в период пуска этого участка каждая из станций сможет обслуживать от 75 до 280 тысяч человек ежедневно.

Новая мощная линия свяжет юго-запад, центр и восток Москвы и позволит горожанам добираться в сообщающиеся районы с большим комфортом. Это также снизит загрузку пересадочных станций и действующих линий метро, расположенных в центральной части города.

Метро изобразительных искусств

Станции в центре еще с советских времен являются гордостью Москвы. Каждая неповторима, и их оформление представляет собой произведение строительного искусства. Как отмечают проектировщики, «Плющиха», «Волхонка» и «Кутузовский проспект» будут типовыми. Однако Андрей Бочкарёв настаивает на том, что «типовой, не значит одинаковый». Конструкции станции будут идентичными, но их оформление станет визитной карточкой каждой из них.

По планам властей, следующей за «Третьяковской» станет станция «Волхонка». Планируется сделать ее пересадочной на «Кропоткинскую» Сокольнической линии. Станция запроектирована в уникальной градостроительной ситуации - в центре исторического квартала Москвы вблизи храма Христа Спасителя, ГМИИ им. А.С. Пушкина и проектируемого в настоящее время комплекса зданий музея. Станция разместится под Соймоновским проездом и перекрестком улиц Волхонка, Пречистенка, Остоженка. Собственный выход у нее будет один - к Гоголевскому бульвару.

Поскольку «Волхонка» будет соседствовать с Пушкинским музеем, архитекторы решили оформить ее в «пушкинском стиле» и сделать прямо на станции полноценный выставочный зал. Разве что без экскурсовода. Директор музея Ирина Антонова поддержала эту идею и даже направила мэру Москвы просьбу - сделать станцию высокохудожественной. Мэр согласился. Скульптуры и картины, скорее всего, не будут оригинальными, потому как в метро плохие условия для их сохранности. На «Волхонке» появятся точные копии предметов искусства из фондов музея. Впрочем, это отнюдь не убавляет их эстетического восприятия. Поэтому гости столицы да и сами москвичи смогут ощутить себя, пусть и ненадолго, в музее. Художественное оформление предполагается выполнить при поддержке ГМИИ им. А.С. Пушкина за счет федерального бюджета.

Поезд спрячется за дверью

Следующая станция, «Плющиха», будет пересадочной со «Смоленской» Филевской линии. Разместить ее планируется под Смоленской площадью в месте пересечения Садового кольца со Смоленской улицей.

Выход со станции появится в «треугольнике» напротив МИДа, где сейчас разбит небольшой сквер. По задумке проектировщиков, из подземного вестибюля под Смоленской площадью пассажиры смогут выйти к остановкам транспорта по обе стороны Садового кольца, на Смоленскую улицу, а также попасть в существующий подземный пешеходный переход под Садовым кольцом.

В оформлении будет использован гранит и мрамор белого и желтого оттенков, стекло и стеклопластик.

Наконец, последней станцией на пути от «Третьяковской» в «Москва-Сити» станет «Кутузовский проспект». Она будет расположена под Кутузовским проспектом вблизи Новоарбатского моста. Проект предполагает сооружение западного вестибюля под Украинским бульваром с выходами на обе стороны Кутузовского проспекта и восточного вестибюля с выходом к Новоарбатскому мосту и набережной Тараса Шевченко.

Все три станции, как докладывал мэру Москвы глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, будут закрытого типа. Это означает, что по обе стороны центрального зала оборудуют проемы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Поезда останавливаются с таким расчетом, чтобы створы дверей точно совпадали со створами дверей зала. Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещенному знаку «Остановка первого вагона». Специальное устройство синхронизирует время, очередность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Открытие дверей может производиться как автоматически, так и с пульта управления машиниста. Также имеется возможность внештатного открытия конкретной двери ключом с платформы. В советские времена такие станции строились только в Ленинграде, где дверями отсекается зал станции в случае подтопления.

Впрочем, на строительстве этих станций Калининско-Солнцевская ветка не закончится. От «Делового центра» она будет продолжена на запад Москвы: пройдет через Раменки, Мичуринский и Ломоносовский проспекты до Озерной площади. Кроме того, планируется соединить «Деловой центр» со станцией «Хорошевская» Третьего пересадочного контура.