timelapse

Вывески в центре стилизуют под модерн и сталинский ампир

Темы в материале

Вывески на центральных улицах столицы должны будут соответствовать архитектурному стилю здания, сами названия компаний можно будет писать только в виде отдельных букв, а длина надписи не должна будет превышать 10 м.

Соответствующие требования войдут в архитектурно-художественную концепцию внешнего облика улиц, которую по заказу Москомархитектуры разрабатывает Главное архитектурно-планировочное управление ведомства (ГУП «ГлавАПУ»). Об этом «Известиям» рассказала представитель отдела рекламного оформления ГлавАПУ Юлия Кондратьева. В экспериментальную зону, где будут протестированы положения концепции, войдут 11 улиц и переулков. Опыт могут распространить на весь исторический центр города.

Как заявил «Известиям» начальник управления общественных связей Москомархитектуры Леонид Браткин, «правила, вырабатываемые в ходе разработки экспериментальной концепции, создадут новые подходы к оформлению городской среды». По его словам, если эксперимент действительно позволит улучшить архитектурную ткань города, а также будет поддержан представителями бизнеса и горожанами, то практику можно распространять шире – по всему историческому центру города.

Концепция должна быть реализована до 1 сентября 2013 года. В зону эксперимента войдут улицы Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, 1-я Тверская Ямская, Воздвиженка, Большая Садовая, Большая Дмитровка, Новый Арбат, Петровка, Столешников и Камергерский переулки. По словам Юлии Кондратьевой, в пилотной зоне на исторических зданиях постройки до 1952 года будет разрешено делать вывески только в виде отдельных букв – использование световых коробов, подложек будет строго запрещено.

- Отдельные буквы наносят наименьший ущерб архитектуре здания, тогда как за коробами не видно красивой пластики фасада, – поясняет Кондратьева. – Также будут действовать ограничения по размеру и месту. Вывески не должны выходить за пределы перекрытия – пол второго этажа и потолок первого. В противном случае их размещение потребует дополнительных согласований. Размер вывесок, согласно проекту, не должен превышать 0,5 м в высоту и 10 м в длину. При этом надпись должна занимать не более 60% длины занимаемого помещения.

Юлия Кондратьева добавила, что в концепции будут представлены предложения по стилистике. К примеру, вывеска на здании в стиле модерн в идеале тоже должна содержать элементы этого стиля. Кондратьева отметила, что повлиять на цветовое оформление вывесок достаточно сложно, так как у каждой компании есть свои фирменные цвета, которые защищены законодательством о товарных знаках. Вывески также должны будут соответствовать современным технологиям подсветки. В частности, рекомендуется использовать «внутреннюю подсветку», когда световые трубки спрятаны внутри каждой буквы. Также может быть применена техника контражурной светодиодной подсветки, когда буква сама темная, а свет идет только по ее контуру. «Светильники должны быть точечными, без каких-либо выступающих от фасада конструкций», – пояснила Кондратьева.

Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин полагает, что бизнес-сообщество однозначно не обрадуется новым требованиям к вывескам, но «вряд ли кто-то откажется их выполнять».

- Предпринимателям это принесет внеплановые расходы и при этом не даст никакой дополнительной прибыли. Однако по сравнению с доходами, которые получают компании, работающие на центральных улицах Москвы, эти затраты не будут существенными, – говорит Гагарин.

Старший научный сотрудник лаборатории музейного проектирования в Российском институте культурологии Иван Гринько поддержал идею переоформления вывесок в городе под архитектурную стилистику зданий. Однако культуролог отметил, что эта инициатива «не согласуется с предшествующей градостроительной политикой» – в центре здания XIX века стоят вперемешку с домами XX и XXI веков. По его словам, это может превратить ансамбль города в «пестрое лоскутное одеяло».

- К примеру, улица Арбат начинается с «лужковской» новостройки начала XXI века, а заканчивается особняком начала XIX века, в котором жил Александр Пушкин и где сегодня располагается его музей. А посередине между ними стоят модерновые дома конца XIX – начала XX века. Ни о каком едином ансамбле здесь нет и речи, – утверждает Гринько.

Член Совета гильдии маркетологов Николас Коро, напротив, полагает, что в Москве реализовать эту инициативу будет достаточно легко, так как в городе доминирует сталинский ампир.

- Практика мировых европейских столиц показала, что привести вывески в соответствие с архитектурным обликом города возможно. Такой опыт уже есть у Парижа и Праги, – продолжает Николас Коро. – В этих столицах бизнес тоже изначально сопротивлялся. Но городские власти выпускали специализированные арт-альбомы, консультирующие владельцев магазинов по стилистике, шрифтам, цветографике, характерной для определенного архитектурного объекта.