timelapse

ЗИЛ скоро поделится на "остров" и "полуостров"

Темы в материале

На территории автозавода имени Лихачева началась реконструкция: часть территории по проекту "Полуостров ЗИЛ" отойдет под застройку. Корреспондент "Вечерки" побывал на заводе и выяснил, что с ним будет.

Главная проходная ЗиЛа называется "вторая", но по размеру, несомненно, первая – это заметная с Третьего транспортного кольца застекленная триумфальная арка 30-х годов прошлого столетия. От нее идет двухкилометровый бульвар – «хребет» гигантского, размером с крупный райцентр, завода. У проходной остановка автобуса – в лучшие годы, 30 - 35 лет назад, они ходили раз в 15 минут, теперь только по заказу – развозят рабочих. Вместо 80 тысяч рабочих, делавших по одному грузовику ЗиЛ-130 в минуту в конце 70-х, теперь на заводе работают всего 3000 человек. Преимущественно пенсионного возраста.

Диалог Энгельса и Рахманинова

- ...Ну и вот смотри, Василий Николаич: ни черта здесь не будет, вместо цеха посадят цветочки, – двое пожилых рабочих проходят мимо, медленно, не обращая ни на кого внимания. Один похож на Фридриха Энгельса с советских портретов, другой на Сергея Рахманинова. Больше вокруг – ни души.

Бульвар ЗиЛа не имеет точного названия (можно, наверное, окрестить бульваром Лихачева, дань памяти своего рода). Асфальт лежит везде, но во многих местах весьма потрепан, дыры – как в крупном райцентре любой области. По сторонам – дорожные знаки и надписи раритетных образцов, в остальной Москве такие повывелись в 90-е. Вокруг – промышленная архитектура, причем не просто угловатые коробки, а образцовые здания всех промышленных стилей ХХ века. Живая энциклопедия индустриального зодчества. Жаль, недавно рухнул старый литейный цех 1920-х годов постройки: его фасад обещают интегрировать в новый ледовый дворец.

- Все здания по сторонам бульвара пока планируется сохранить, по крайней мере уцелеют их фасады, – рассказывает Максим Якушечкин, начальник Департамента девелопмента АМО «ЗиЛ». – От бульвара на запад до реки будет жилой квартал, с корпусами преимущественно малоэтажными, от 8 до 22 этажей, а на восток – парковая зона.

Доплата за панораму

На плане развития территории завода, известном также как проект «Полуостров ЗиЛ», обозначены несколько десятков жилых домов, самые высокие будут примыкать к окаймленному промышленной архитектурой бульвару, дальше к реке этажность будет понижаться. Застройщики собираются сделать из вида на реку своего рода аттракцион – за панораму будущие жильцы заплатят больше.

По бульвару снуют машины. Старые «Волги», «Жигули», мелкосерийные грузовички с внутризаводскими номерами типа «ЗИЛ 10-29» – в меньшинстве; обычные «Хендэ», «Форды» арендаторов и рабочих – в большинстве. На части территории завода по- прежнему идет работа. Но не на бульваре: кузовной цех (циклопическая позднесоветская постройка; ломать не будут, потому что красивая и слишком дорого обойдется демонтаж, поэтому переоборудуют), моторный корпус (постройка попроще, сохранит фасад), литейный корпус серого чугуна (красивый портал в стиле ар-деко, 1930-е годы) – мертвы, оборудование вывозится в филиалы или на действующую промплощадку, двери заколочены.

Следующая станция – «Технопарк»

Жилой дом появится на месте нынешнего РПЦ (рессорно пружинного цеха), инструментального и арматурного цехов. Это многие десятки домов и многие десятки тысяч жителей, если не сотни тысяч. «Хотели еще больше, потому что это позволит заводу расплатиться с миллиардными долгами и начать развиваться, – говорит Якушечкин, – но нас поправил НИиПИ Генплана и транспортники».

Транспортную сеть в районе, кстати, значительно усилят. Появится новая станция метро на Замоскворецкой линии («Технопарк») с пересадкой на Окружную железную дорогу; проложат набережную вдоль Москвы-реки и откроют для транзитного движения, и тогда от Печатников до Кремля и дальше к Лужникам можно будет проехать не сворачивая. Появится и новый мост через Москву-реку к Варшавскому шоссе. Другой вопрос – что делать, если и шоссе, и ТТК, и метро, и МК МЖД, и набережная окажутся перегруженными... Но это уже проблема общемосковская.

Деревянная кабина как памятник эпохе

На одной из площадей бульвара – зиловская стела с логотипом и самый знаменитый в истории автомобиль завода: фронтовой «Захар» ЗиС-5 с деревянной кабиной, продукция времен скудных военных лимитов. Памятник как новенький: ни у кого не поднимается рука «развандалить» святыню. Но на пустой площади, среди щербатого асфальта старой машине неуютно и одиноко.

Возле литейного цеха – четыре мемориальные доски: здесь работал один Герой Советского Союза и трое Героев Социалистического Труда. Последний из них скончался в 2002 году. Кажется, именно тогда состояние завода в его нынешней форме из «запущенного» перешло в «необратимое»...

- Что при реконструкции теряет завод? – переспрашивает Якушечкин. – Скажу прямо: теряется сам завод. Начинается новая производственная история.

Где рождается лимузин

Под линией Малого кольца Московской железной дороги можно попасть с «полуострова» на «остров» ЗиЛ: территория, ограниченная железнодорожной линией и ТТК, сохранит свой индустриальный статус, тем более что там и находятся сейчас реально работающие цеха. Прежде всего – прессовое производство, где делают почти все кузовные детали для «Логанов», собираемых недалеко отсюда на «Автофрамосе». И производство лимузинов – тоже здесь, в соседнем цехе: выиграют в конкурсе на Правительственный автомобиль – начнут серийный выпуск.

Тут же, поблизости, – и гигантский 800-метровый сборочный цех, где раньше на двух линиях ежедневно собирали десятки грузовиков. До прошлой осени план был 300 - 500 машин в месяц. Сейчас резкий обвал: всего по нескольку десятков «Бычков». В лабораторном корпусе – часть заводского музея, там собраны интересные и даже уникальные образцы. Этот цех – уже на территории будущего жилого квартала. Возможно, корпус пойдет под снос – конечно, без коллекции. А оплакивать гигантский завод сейчас, пожалуй, поздно. Огромная территория, все эти циклопические цеха, постепенно увядавшие еще при советской власти... Трудно представить, как это можно было сохранить в первозданном состоянии. А вот на то, что хотя бы на «острове ЗиЛ» начнется современное производство коммерческих автомобилей... На это, пожалуй, можно надеяться.